Проверим себя и оценим свои достижения стр 74

1. Какое название ты бы дал этой «Поэтической тетради»? Объясни.

«Памяти детства», «Воспоминания детства», «Когда мы были маленькими».

Потому что во всех творениях данного раздела поэты вспоминают счастливые детские годы. У всех они разные, и у всех особенные.

Каждый человек из своего детства берет самые яркие, впечатлительные, «вкусные» моменты и хранит их всю жизнь в памяти.

А поэты такие моменты переносят в строки своих произведений.

И каждое их произведение наполнено детскими, впечатлительными эмоциям; им не хватает тех несуетливых времен.

2. Связано ли содержание стихотворения «Детская» с его ритмом? Отличаются ли по звучанию первая и последняя строфы от других строф?

Да, связано. И содержание, и ритм - веселые, игривые.

Это произведение хочется читать, припевая, очень уж оно забавное.

Указанные строфы отличаются от остальных.

Они проще, короче и их хочется читать в более быстром темпе.

Еще они мне напоминают стишки, которые разучивают в детском саду - очень легко запоминаются.

3. Составьте с другом словарь настроений к стихотворению Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка...».

Радостное, восхищенное, скучающее, грустное, доброе.

Марина Ивановна наполнила свое произведение различными настроения, каждое из которых является отражением детских воспоминаний.

4. Расскажи, какие картины ты представляешь, читая стихотворения этого раздела. Какими чувствами проникнуты эти картины? Подтверди свои ответы текстом.

Каждое произведение производит свое, особенное впечатление.

И в каждом из них описаны неповторимые, уникальные картины-воспоминания.

Все они пронизаны глубокими чувствами, что испытали на себе сами поэты.

Например, стихотворение «Опять сон» несет в себе страх неизвестности: «Дали сумрачны и глухи…Страшно».

Читая его, переносишься в тот самый, темный лес, слышишь неизвестные звуки, испытываешь боязнь от происходящего.

А второе произведение Брюсова, с которым мы познакомились в этом разделе, наоборот, очень игривое и забавное: «Небо тени свесило, Постучи-ка весело!».

Сразу начинаешь представлять маленьких ребят, которые играют, наслаждаются солнечным теплом, радуются жизни.

Есенин передает теплые чувства, любовь к детским семейным вечерам, восхищение родной бабушкой: «И сидим мы, еле дышим».

Читая его произведение, я представляю свою бабушку, ее улыбку и особенные истории.

Стихотворения Марины Ивановны пронизаны любовью к родным краям и грустью по минувшим годам: «О, дни, где утро было рай, И полдень рай, и все закаты!», «Владенья наши царственно богаты, Их красоты не рассказать стиху».

Эти произведения рисуют картины идеальной природы, которой хочется любоваться бесконечно.

 

5. В каких стихотворениях используется приём сравнения?

«Наши царства», «Опять сон».

Благодаря таким приемам, читатель более детально воспроизводит в воображении те или иные картины.

Поэтому, читая эти произведения, кажется, что переносишься в те самые места, о которых пишут поэты.

6. Обсуди с другом, какими другими произведениями можно дополнить раздел. Подумай, репродукции каких картин можно включить. Какие произведения они могут иллюстрировать?

«Ах, как много на свете кошек…» С. Есенин, «Ветр налетит, завоет снег…» А. Блок, «Воспоминания» И. Бродский, «Ребенком я, не зная страху…» В. Брюсов.

Я бы включил прекрасные пейзажи Шишкина, например «Дорога во ржи», «Ручей в березовом лесу», «Рожь».

Они подойдут для иллюстрации произведений, в которых описывается природа родных краев.

Художник очень красиво передает красоту полей, лесов, солнечных солян.

Также можно использовать картину «Открытое окно. Сирень» Серова.

Она мне очень нравится. Честно говоря, не могу сказать почему, но для меня эта картина особенная.

7. Как меняется интонация в третьей строфе стихотворения «Бежит тропинка с бугорка...»? Почему это происходит? Как ты прочитаешь четвёртую строфу? Меняется ли интонация в произведении «Наши царства»? Когда и почему?

Практически все предложения указанной строфы вопросительные. И эти вопросы не простые, а риторические.

Поэтому интонация становится вопросительной и с какой-то хитринкой.

Четвертую строфу я читаю игриво, ритмично, весело.

В первом предложении обращаюсь к палочке с забавным возмущением, а дальше идет добрая просьба.

Интонация меняется.

Все потому, что о царстве детей хочется говорить возвышенно, с восхищением и таинственностью.

А о царстве взрослых – с обычной, повествовательной интонацией.

Ведь это два совсем разных мира. Даже одни и те же люди выглядят в них по-разному. 

Мне кажется, что детские годы – самая чистая и светлая страница в жизни человека.

Такой вывод я сделал, исходя из произведений поэтов и писателей.

Ведь все они восхищаются малыми годами и грустят по ним.

8. Выучи одно из стихотворений наизусть. Объясни свой выбор.

Примерные варианты ответа:

Вариант 1.

Я выучил стихотворение "Детская", потому что оно веселое, легкое и эмоциональное.

Рассказывая его, можно выразить свои ораторские таланты, ведь в произведении используются различные по типу предложения.

Вариант 2.

Я выучил стихотворение «Бабушкины сказки», потому что оно очень легко читается и учится.

Автор использует простой, доступный язык, поэтому строки запоминаются одна за одной. 

9. Сравни стихотворения, которые ты прочитал в этом разделе. Одинаковые ли чувства они вызывают?

Каждое произведение в разделе имеет свой характер и несет определенные, неповторимые чувства.

Здесь был и страх, и боязнь неизвестного, восхищение и радость, веселье и игривость, грусть и таинственность.