Проверим себя стр. 152 - 154

1. Какие произведения ты прочитал в этом разделе? Почему они объединены в “Поэтическую тетрадь"?

В этом разделе собраны стихотворения, которые объединены одной тематикой - природа.

Я прочитал такие стихотворения, как:

“Как неожиданно и ярко…” и “Еще земли печален вид” Ф. И. Тютчева;

“Весенний дождь” и “Бабочка” А. А. Фета;

“Весна, весна” и “Где сладкий шепот” Е. А. Баратынского;

“ Дети и птичка” А. Е. Плещеева; “В синем небе…” И. С. Никитина;

“Школьник” и “В зимние сумерки…” Н. А. Некрасова;

“Листопад” И. А. Бунина. 

Все эти стихотворения учат нас любить природу и ценить момент.

Они показывают, что нет ничего долговечного, что все временное.

Поэтому нужно уметь замечать прекрасное и ценить это.

2. Стихотворения каких авторов ты читал раньше?

Я читал такие стихотворения, как “Урок листопада” В. Берестова; “Друг” А. Барто; “Летом” Н. Грекова.

Мне очень понравились эти произведения.

3. Прочитай строки из стихотворения. Знаешь ли ты их авторов? Назови их.

Первое четверостишие принадлежит И. Никитину “Встреча зимы”.

Второе - А. Фету “Ласточки пропали”.

А последнее - Ф. Тютчев “Весенние воды”.

4. Расскажи о том, как один из этих поэтов изображает природу.

Я выбрал стихотворение моего любимого поэта Федора Тютчева «Весенние воды».

В этом произведение втор описывает раннюю весну.

У Тютчева весна быстрая и шумная.

Снег тает и превращается в ручьи.

Они громкие и шустрые, будят природу после зимнего сна.

Похожее восприятие этой поры года у Е. Баратынского.

В его произведении «Весна, весна…» он так же эмоционально и ярко описывает приход весны.

Много предложений с восклицательными знаками, а также такие слова, как «торжество, живая лазурь, яркая вышина» отражают похожее настроение автора.

Однако не все авторы так воспринимают приход весны.

Например, И Бунин в стихотворении «После половодья» изображает весну тихой и спокойной.

На это указывают такие слова, как «млеет весенний воздух, мягкая дымка, нежный узор».

Это умиротворение и спокойствие в его настроение.

Поэтому можно сделать вывод, что у каждого автора разное настроение и восприятие.

5. Найди олицетворения в текстах. Что оно помогает почувствовать и понять? Из каких стихотворений взяты эти строки?

И. С. Никитин в своем произведении «В синем небе плывут над полями…» он широко использует такой литературный прием, как олицетворение.

То есть наделяет неживые предметы и явления способностью говорить, чувствовать, совершать какие-либо действия.

Например, он говорит, что месяц встает и обдает светом.

У И. Баратынского в произведении "Где сладкий шепот..." немеет ручей, а ковер зимы покрывает холмы и луга.

Ветер у него злится и бушует.

Это помогает изобразить настроение и ощущения еще ярче.

6. Что ты можешь сказать об оформлении со стихотворением речи на письме?

Обратите внимание на то, что, например, стихотворения Тютчева "Как неожиданно и ярко..." состоит из 2 частей? Сосчитай количество строк в частях. Одинаковые ли они?

Стихотворения пишутся не так, как обычный текст.

Его мы пишем в строчку.

А стихотворение оформляются в столбик.

Они делятся на строки, каждая из которых, начинается с начала строчки.

Между ними всегда присутствует рифма.

Но у каждого стиха может быть разная рифма.

Может чередоваться первая с третьей (через одну строку), а может первая со второй (подряд).

Иногда авторы могут сами менять оформление стиха в зависимости от того, как они хотят выделить те или иные части.

Изредка они делят их на маленькие четверостишия, иногда не разрывают текст.

Вот, например, Ф. И. Тютчев свое произведение "Как неожиданно и ярко..." посчитал нужным разделить на две части.

Это объясняется тем, что в каждой части свое настроение и своя атмосфера.

В первой только лишь описание красоты природы.

А во второй автор хочет донести до нас, что нужно ценить эту природу и это мгновение.

Именно разделение на части помогают расставить акценты и обратить внимание читателей на нужные моменты.

7. Часто поэты делят свои произведения на строфы, чтобы показать связанные друг с другом, но всё же различные картины. Строфа помогает выделить каждую картину. Найди примеры таких стихотворений.

Стихотворение «Листопад» Иван Бунин разделяет на две части.

В первой части автор оставляет лишь описание и сравнение с теремом.

А Николай Некрасов произведение «Зимние сумерки…» делит текст на маленькие двустишия.

Это из-за того, что ритм стихотворения быстрый и стремительный.

8. Вспомни, что такое ритм и рифма в стихотворении. Дай определение своим словам.

В каждом стихотворении обязательно наличие рифмы и ритма.

Рифма - это созвучие окончания строк.

Рифма бывает между первой и второй строкой, а бывает между первой и третей, как бы через одну.

Ритм можно объяснить, как повторяющиеся элементы и звуки.

То есть слаженность и равномерное смена гласных и согласных звуков.

9. Придумай по одному вопросу к каждому стихотворению.

- Ф. И. Тютчев “Еще земли печален вид”  - «От чего проснулась природа и почему она спала?»,

“Как неожиданно и ярко…” - «Почему автор говорит, что это видение уйдет?Куда?»;

- А. А. Фет “Весенний дождь” - «Какое настроение преобладает в стихотворении?»,

“Бабочка” «Какую мысль пытался до нести до читателя автор?»;

- Е. А. Баратынский “Весна, весна”  - «Как называется прием, когда автор говорит, что облака умеют летать, а река несет?»,

“Где сладкий шепот”  - «Какие эпитеты использует автор для описания зимы?»;

- А. Е. Плещеев “ Дети и птичка” - «Почему дети расстроены?»;

- И. С. Никитин “В синем небе…” -  «В каком храме стоит автор и почему молится?»;

- Н. А. Некрасов “Школьник” - «К каким действиям призывает автор читателя?»,

“В зимние сумерки…” -  «Какой описана няня в стихотворении?»;

- И. А. Бунин “Листопад”  - «Почему повторяется первое четверостишие?».

10. Обсудите с другом, какие еще произведения вы включили бы в раздел поэтическая тетрадь. Составьте список. Объясните свой выбор.

В этом блоке собраны произведения о природе и ее разнообразие.

В эту подборку могли бы подойти и такие стихотворения, как «Утро» И. Бунина, «Ох, лето красное!» А. Пушкина, «Весенняя гроза» Ф. Тютчева и «Это утро, радость эта» А. Фета.

Они подходят не только по тематике, но и по настроению.

Ответы на вопросы учебника литературное чтение Климанова, Горецкий 4 класс 1 часть. Проверим себя и оценим свои достижения стр. 152 - 154

Оставить 2 человек (а).

Сайтбар