Проверим себя стр. 152 — 154

1. Какие произведения ты прочитал в этом разделе? Почему они объединены в «Поэтическую тетрадь»?

В этом разделе собраны стихотворения, которые объединены одной тематикой — природа.

Я прочитал такие стихотворения, как:

«Как неожиданно и ярко…» и «Ещё земли печален вид» Ф. И. Тютчева;

«Весенний дождь» и «Бабочка» А. А. Фета;

«Весна, весна» и «Где сладкий шёпот» Е. А. Баратынского;

«Дети и птичка» А. Е. Плещеева; «В синем небе…» И. С. Никитина;

«Школьник» и «В зимние сумерки…» Н. А. Некрасова;

«Листопад» И. А. Бунина.

Все эти стихотворения учат нас любить природу и ценить момент.

Они показывают, что нет ничего долговечного, что всё временное.

Поэтому нужно уметь замечать прекрасное и ценить это.

2. Стихотворения каких авторов ты читал раньше?

Я читал такие стихотворения, как «Урок листопада» В. Берестова; «Друг» Агнии Барто; «Летом» Н. Грекова.

Мне очень понравились эти произведения.

3. Прочитай строки из стихотворения. Знаешь ли ты их авторов? Назови их.

Первое четверостишие принадлежит И. Никитину «Встреча зимы».

Второе — А. Фету «Ласточки пропали».

А последнее — Ф. Тютчев «Весенние воды».

Смотреть и слушать онлайн стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенние воды»

4. Расскажи о том, как один из этих поэтов изображает природу.

Я выбрал стихотворение моего любимого поэта Фёдора Тютчева «Весенние воды».

В этом произведение автор описывает раннюю весну.

У Тютчева весна быстрая и шумная.

Снег тает и превращается в ручьи.

Они громкие и шустрые, будят природу после зимнего сна.

Похожее восприятие этой поры года у Е. Баратынского.

В его произведении «Весна, весна…» он также эмоционально и ярко описывает приход весны.

Много предложений с восклицательными знаками, а также такие слова, как «торжество, живая лазурь, яркая вышина» отражают похожее настроение автора.

Однако не все авторы так воспринимают приход весны.

Например, И. Бунин в стихотворении «После половодья» изображает весну тихой и спокойной.

На это указывают такие слова, как «млеет весенний воздух, мягкая дымка, нежный узор».

Это умиротворение и спокойствие в его настроение.

Поэтому можно сделать вывод, что у каждого автора разное настроение и восприятие.

5. Найди олицетворения в текстах. Что оно помогает почувствовать и понять? Из каких стихотворений взяты эти строки?

И. С. Никитин в своём произведении «В синем небе плывут над полями…» он широко использует такой литературный приём как олицетворение.

То есть наделяет неживые предметы и явления способностью говорить, чувствовать, совершать какие-либо действия.

Например, он говорит, что месяц встаёт и обдаёт светом.

У И. Баратынского в произведении «Где сладкий шёпот…» немеет ручей, а ковёр зимы покрывает холмы и луга.

Ветер у него злится и бушует.

Это помогает изобразить настроение и ощущения ещё ярче.

6. Что ты можешь сказать об оформлении со стихотворением речи на письме?

Обратите внимание на то, что, например, стихотворения Тютчева «Как неожиданно и ярко…» состоит из 2 частей? Сосчитай количество строк в частях. Одинаковые ли они?

Стихотворения пишутся не так, как обычный текст.

Его мы пишем в строчку.

А стихотворение оформляется в столбик.

Они делятся на строки, каждая из которых, начинается с начала строчки.

Между ними всегда присутствует рифма.

Но у каждого стиха может быть разная рифма.

Может чередоваться первая с третьей (через одну строку), а может, первая со второй (подряд).

Иногда авторы могут сами менять оформление стиха в зависимости от того, как они хотят выделить те или иные части.

Изредка они делят их на маленькие четверостишия, иногда не разрывают текст.

Вот, например, Ф. И. Тютчев своё произведение «Как неожиданно и ярко…» посчитал нужным разделить на две части.

Это объясняется тем, что в каждой части своё настроение и своя атмосфера.

В первой только лишь описание красоты природы.

А во второй автор хочет донести до нас, что нужно ценить эту природу и это мгновение.

Именно разделение на части помогают расставить акценты, обратив внимание читателей на нужные моменты.

7. Часто поэты делят свои произведения на строфы, чтобы показать связанные друг с другом, но всё же различные картины. Строфа помогает выделить каждую картину. Найди примеры таких стихотворений.

Стихотворение «Листопад» Иван Бунин разделяет на две части.

В первой части автор оставляет лишь описание и сравнение с теремом.

А Николай Некрасов произведение «Зимние сумерки…» делит текст на маленькие двустишия.

Это из-за того, что ритм стихотворения быстрый и стремительный.

8. Вспомни, что такое ритм и рифма в стихотворении. Дай определение своим словам.

В каждом стихотворении обязательно наличие рифмы и ритма.

Рифма — это созвучие окончания строк.

Рифма бывает между первой и второй строкой, а бывает между первой и третьей, как бы через одну.

Ритм можно объяснить, как повторяющиеся элементы и звуки.

То есть слаженность и равномерная смена гласных и согласных звуков.

9. Придумай по одному вопросу к каждому стихотворению.

— Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид» — «Отчего проснулась природа и почему она спала?»,

«Как неожиданно и ярко…» — «Почему автор говорит, что это видение уйдет? Куда?»;

— А. А. Фет «Весенний дождь» — «Какое настроение преобладает в стихотворении?»,

«Бабочка» «Какую мысль пытался донести до читателя автор?»;

— Е. А. Баратынский «Весна, весна» — «Как называется приём, когда автор говорит, что облака умеют летать, а река несёт?»,

«Где сладкий шёпот» — «Какие эпитеты использует автор для описания зимы?»;

— А. Е. Плещеев «Дети и птичка» — «Почему дети расстроены?»;

— И. С. Никитин «В синем небе…» — «В каком храме стоит автор и почему молится?»;

— Н. А. Некрасов «Школьник» — «К каким действиям призывает автор читателя?»,

«В зимние сумерки…» — «Какой описана няня в стихотворении?»;

— И. А. Бунин «Листопад» — «Почему повторяется первое четверостишие?».

10. Обсудите с другом, какие ещё произведения вы включили бы в раздел поэтическая тетрадь. Составьте список. Объясните свой выбор.

В блоке собраны произведения о природе и её разнообразие.

В эту подборку могли бы подойти и такие стихотворения, как «Утро» И. Бунина, «Ох, лето красное!» А. Пушкина, «Весенняя гроза» Ф. Тютчева и «Это утро, радость эта» А. Фета.

Они подходят не только по тематике, но и по настроению.

Краткие биографии поэтов:

_______

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован, комментарий появится после модерации.