Самуил Яковлевич Маршак стр 110 - 11

Стихотворение "Гроза днем"

1. Какие слова находит поэт, чтобы передать звуки грома? Произнеси их. Обрати внимание на повторяющиеся в словах звуки.

Автор стихотворения использует выражение «проехал грохот».  Оно сразу рисует в воображении эти сильные и пугающие звуки.

После слова «грохот» идет слово «гром». Начинаются слова со звонких, твердых звуков [г] и [р]. Они тоже передают характер этого природного явления и подчеркивают его силу.

2. Прочитай стихотворение выразительно. Какое настроение ты передашь при чтении? Объясни.

Я читаю это стихотворение с поднесенным, радостным настроением. Сначала мой тон сообщающий, а темп чтения нормальный. Но со слов «весело и быстро» я ускоряю темп и читаю в более радостном и веселом тоне. Автор как будто подталкивает к этому. К тому же в последних четырех строках идет перечисление, что также влияет на мой темп чтения.

Стихотворение "В лесу над росистой поляной..."

1. Какие воспоминания о лете хочет увезти в город мальчик, от имени которого написано стихотворение?

Мальчик хочет забрать с собой воспоминания о летнем туманном рассвете, о кукушке, которая с ним играла, о лагере в лесу.

Такое желание появилось из-за того, что он и зимой хочет помнить о прекрасных летних моментах.

2. Почему голос кукушки назван стеклянным и "звучит, как вопрос и ответ"? Какие чувства вызывает у тебя "стеклянный" голос кукушки: радость, печаль, удивление?

Песни кукушки довольно необычны, они не похожи на пение других птиц. Я думаю, многие даже задавали кукушке вопросы о жизненном возрасте и «считали ее ответ».

Ее кукование обрывистое и твердое, как будто стуки по стеклу. Скорее всего, поэтому поэт назвал его стеклянным.

А следующее выражение, думаю, связано с поверьем спрашивать у этой птицы, сколько лет ты проживешь. Хотя, возможно, она может ответить и на другие вопросы.

Песни кукушки таинственны и по-особому волшебны. Они вызывают у меня печаль. Так как не хочется, чтоб птица замолкала, но в определенный момент она все равно это делает.

К тому же, стихотворение наполнено тоской по уходящему лету. Это подчеркивает грусть от кукования птицы.

3. Как бы ты озаглавил это произведение? Почему?

«Печальное пение», «Последние звуки лета», «Кукушка», « Символ уходящего лета», «Летние воспоминания», «Память о лете».

Для меня это произведение наполнено легкой тоской и грустью по уходящей поре. Предложенные мною названия объединяют слова поэта и дают им общую оценку. Они подчеркивают главную мысль, эмоции и настроение мальчика.

4. Оживи свои воспоминания о лете и прочитай выразительно стихотворение. Какие слова ты выделишь голосом при чтении?

Я читаю произведение в нормальном темпе, со спокойным, сообщающим и поднесенным тоном.

В первых строках я выделяю слова «росистой», «стеклянный». Затем подчеркиваю голосом слова «память», «о лете». В последних строках главными для меня являются слова «лагерь, палатки», «птицу».

Непарные строки я читаю более поднесено и медленно, а в парных делаю акцент на сообщающий тон и слегка ускоряю темп.