Рассказ "Великие путешественники" М. Зощенко стр 163 - 164

1. Опиши главных героев рассказа. Сравни характеры Стёпки и Миньки.

Степка – энергичный мальчик, который жаждет приключений. Его возраст не указан в рассказе. Он имел организаторские способности, ведь именно он взял на себя подготовку к путешествию. Также Степке присущи лидерские качества. Его слушались и даже опасались спорить с ним. Неизвестно, как бы сложилась судьба мальчика, если бы не вмешательство Лели.

Минька был более спокойным ребенком 6-ти лет. Играть он, конечно, любил, но как-то быстро уставал, если приходилось иметь дело с трудностями. Он, как и другие, слушался Степку. Но под конец путешествия, мальчик уже был недоволен, что отправился в него. В Миньке присутствует некая наивность. Это выражается, когда он советует взять в поход нож, хотя это знали и без него.

В рассказе немалую роль играет и сестра Митьки – Леля.  Она на 2 года старше и заметно умнее. Именно благодаря ей, история имена благополучный конец.

2. Расскажи, как каждый из героев проявил себя в путешествии. Кто из ребят тебе понравился?

Степка показал себя лидером, главнокомандующим. Он не уставал и показывал дорогу другим. Был лишь один момент, когда мальчик начал унывать: когда ему не удавалось отыскать солнце, чтоб создать огонь.

Во время путешествия Минька упал в канаву и получил осиный укус. Но все это он перенес достаточно стойко и мужественно. При этом ночь среди лесных просторов пугала мальчика. Также Минька, как пишет автор, уже к вечеру начал «скулить».

Лелька показала себя умной и находчивой.  Благодаря изобретательности девочка смогла обхитрить Степку, и они вернулись домой незаметно для него самого.

3. Чем закончилось путешествие ребят?

Степка из-за своего упрямства желал двигаться дальше. Но Лелька понимала, что нужно возвращаться домой. Тут помогла ее находчивость.

Дети развернули своего «лидера» пока он спал. Поэтому на утро Степка повел Лелю и Миньку обратным путем, который шел к дому.

Благодаря такой хитрости, дети благополучно добрались домой. К счастью, родители только узнали об их исчезновении и не успели испугаться.

4. Почему автор назвал детей великими путешественниками? Как ты произнесешь эти слова: с восхищением, удивлением, гордостью, иронией, разочарованием?

Герои произведения, как и настоящие путешественники, решили отправиться в кругосветное путешествие.

Но в отличие от взрослых, наши путешественники даже не представляли, какие трудности могут случаться на столь тяжелом и долгом пути.  Они захватили с собой кучу ненужных вещей, немного еды и три рубля. Но дети даже не догадывались, что с таким запасом далеко не уйдешь.

Я думаю, что автор с легкой насмешкой относится к такой идее, поэтому дал своему произведению ироничнее название. Но, кроме иронии, в этих словах звучит гордость. Ведь детям все-таки удалось пройти большой для них путь, они даже в лесу провели ночь. К тому же, ребята не растерялись, а благополучно добрались домой.

5. В каком предложении заключена главная мысль рассказа? О чем важном хотел рассказать Зощенко? Обсудите с другом.

Герои произведения решились на путешествие, которое могло иметь плохие последствия. Читателю, конечно, сразу понятно, что дети далеко не зайдут. Но при этом, даже за такое короткое время они могли пострадать. Ведь в лесу можно заблудиться, растеряться и запаниковать. А родители даже не знали, куда ушли их дети. Минька, когда попал в канаву, мог бы себе что-то сломать. Не думаю, что Леля и Степа умели предоставлять первую медицинскую помощь. Осы тоже представляют собой опасность.

Хорошо, что такой необдуманный поступок имел благополучный конец. Поэтому главная мысль выражена в словах автора:

«Все хорошо, что хорошо кончается».

Зощенко учит читателя, что каждый поступок должен быть тщательно обдуман. Нельзя в таком возрасте покидать дом, не спросив родителей. Ведь, если что-то случиться, они даже не смогут помочь.

6. По каким признакам можно назвать этот рассказ юмористическим?

Этот рассказ наполнен смешными ситуациями. Очень забавным образом проходят сборы в «великий поход», который в итоге ограничился соседним лесом. Даже сама по себе идея путешествия является довольно-таки комической. Разговоры ребят, которые обсуждают дальнейшие действия, тоже вызывают самый искренний смех. Ведь они уже думают, как поступать с индейцами и как искать еду.

И непосредственно во время похода, дети тоже веселят читателя: то Минька в канаву упадет, то Степку во сне перевернут.

7. Восстанови порядок событий. Подумай что произойдет, если их порядок в рассказе нарушится. Составь план и перескажи эту историю.

Если бы порядок событий нарушился, то рассказ потерял бы многий смысл. Можно поменять лишь встречу детей с родителями. Если бы она произошла в начале, то поход бы сразу отменился. Также можно поставить этот пункт в середине. Это в случае, если бы родители раньше узнали про отсутствие ребят. Тогда они бы отправились на их поиски и могли найти до того, как дети сами решили вернуться.

7. Восстанови порядок событий. Подумай что произойдет, если их порядок в рассказе нарушится. Составь план и перескажи эту историю.

План:

1) Степа решает доказать, что Земля круглая

2) Подготовка к походу и отправление

3) Происшествия с Минькой

4) Ночевка и Лелькина идея

5) Дорога домой

6) Встреча с родителями

7) Наказание Степки

Митька не мог поверить, что земля круглая. Поэтому Степа захотел доказать ему это, и дети решили отправиться в кругосветное путешествие. С ними согласилась пойти и сестра Миньки – Леля.

Дети собрали с собой кучу разных вещей: тарелки, вилки, ложки, карандаши, одеяла и так дальше. Еще прихватили немного еды и три рубля. Тащить такую тяжесть было нелегко, поэтому делали они это по очереди. Но как-то Минька упал на мешок и все там поломал.

Но это не единственное приключение, что случилось с ним. Он и в канаву падал и страдал от жала осы.

Уже потемнело, и дети улеглись спать. Пока Степа спал, у Лели появилась идея: перевернуть мальчика, чтоб на утро он повел детей в обратную сторону. Так и сделали.

Наутро Степа не понял о выходке его друзей, и дети дружно шагали уже к дому.  Так они благополучно добрались в родные края. Родители Миньки и Лели как раз вернулись домой. За выходку детей, они думали их наказать, но вскоре отказались от этой мысли.

А Степку заперли в бане вместе с собакой, которая тоже путешествовала. Но на следующий день дети опять начали играть все вместе.

Переход к читательскому дневнику рассказа "Великие путешественники" Зощенко.