Сказка о царе Салтане, сыне его могучем богатыре Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди стр 128 - 129

1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

Я бы сказал, что данное произведение о справедливости, любви, доверии, вере и стремлении.

А также об исполнении желаний.

2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?

Князь Гвидон – он добрый, сильный, мужественный, целеустремленный, любит близких и способен на прощение.

То есть этот герой объединил в себе самые лучшие черты.

Благодаря этому, он преодолел все многочисленные преграды, которые встречались на его пути.

Князь никогда не опускал руки, а уверено шагал к цели.

Это и привело его к ней.

Царь Салтан – мужественный, сильный, добрый герой с мягким характером.

Также ему присуща наивность, доверчивость.

Он был обманут злыми людьми и лишен семьи.

Но благодаря целеустремленности своего сына, вновь повстречался с ней.

Поражает, что виновные даже не понесли наказание – настолько царь был добродушный и незлопамятный.

Царевна-лебедь – мудрая, рассудительная, добрая честная.

Еще она очень красивая.

Она оказывала Гвидону незаменимую помощь.

Именно ей он обязан большей частью своих достижений.

А в конце произведения героиня стала его женой.

Царица – добродушная, терпеливая, честная, умеет прощать и любит своих близких.

Это первая девушка, с которой знакомится читатель.

Попав в, казалось бы, непреодолимую беду, она помогла себе и сыну молитвами.

К счастью, в конце произведения она еще и вернулась к мужу.

Ткачиха – негативный герой, которому присуща зависть, злоба, жестокость.

Она являлась сестрой Царицы.

Одна из виновниц трудной судьбы главных, позитивных героев.

Повариха – также является негативным персонажем произведения.

Она и злая, и злопамятная, жестокая и коварная.

Это еще одна сестра Царицы.

Одна из виновниц трудной судьбы главных, позитивных героев.

Бабриха – коварная, злая и эгоистичная героиня.

Она способна на жестокость и месть.

Одна из виновниц трудной судьбы главных, позитивных героев.

3. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? Найди в тексте эти эпизоды. Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?

Это произведение наполнено чудесами.

Это и трехразовое перевоплощение князя в насекомых (комар, шмель, муха), и необычное появление богатырей, и чудное занятие белки в клетке, и существование Царевны-лебедь.

Также чудом можно назвать судьбу Гвидона, когда он вместе с матерью смог выбраться из бочки.

И его стремительный рост тоже в какой-то мере сказочное событие.

Царевна наделила Гвидона способностью превращаться в трех насекомых.

Именно это помогло герою преодолеть многие из трудностей, что были на его жизненном пути.

4. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев-богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны лебеди. Найди сравнения в описании царевны.

 Представить богатырей мне помогают такие строчки из произведения:

«В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.»

 Представить город мне помогают следующие строки: 

«Видит город он большой,

Стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей.»

А прекрасную девицу я представляю, когда читаю следующее:

 «За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.»

Сравнения: будто пава, словно реченька.

5. Какие звуки помогают "услышать" шум волн и их плавное движение?

«Плачет, бьется в ней царица;

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам.

День.прошел - царица вопит...

А дитя волну торопит:

"Ты, волна моя, волна?

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли -

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!» 

Звуки: [б],[п],[у],[и],[о].

6. Как царевна лебедь обращается к Гвидону? Выучи эти строки наизусть.

Обращения прекрасной лебеди к князю:

 "Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?" -

Говорит она ему.

 "Вот что, князь, тебя смущает?

Не тужи, душа моя,

Это чудо знаю я.

Эти витязи морские

Мне ведь братья все родные.

Не печалься же, ступай,

В гости братцев поджидай". картинка

С этих строк мы видим, что она называет его «князь ты мой прекрасный», «душа моя».

7. Чем заканчивается сказка? Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.

Произведение заканчивается победой добра.

Салтан отправился на остров, который был окружен чудесными рассказами, и там узнал своих родных.

Негативных героев наказывать не стали.

Все потому, что добродушие сильнее злопамятности.

Главное, что все остались счастливы.

Последние строчки звучат так:

«Я там был; мед-пиво пил —

И усы лишь обмочил». 

Это типичный конец для многих народных сказок.

Ведь все они имеют счастливый финал, в котором говорится о свадьбе либо о долгой и счастливой жизни героев.

8. Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Есть ли различия?

Общее: наличие чудесных событий, перевоплощений, зачина и концовки, повторов, разделение героев на позитивных и негативных, победа добра, типичный финал.

Различия: Александр Сергеевич пишет в стихотворной форме, а народ – в прозе, поэт задействует героев, которые не встречаются в других произведениях, у Пушкина имена героев являются их частичной характеристикой.

9. Восстанови последовательность событий в сказке и перескажи её.

Правильная последовательность событий:

1. Царь Салтан выбирает жену.

2. Подмена грамоты. 

3. Морское путешествие царицы и Гвидона. 

4. Избавление царевны от злого коршуна. 

5. Приключения Гвидона. 

6. Встреча Салтана с семьей.

10. Рассмотри иллюстрации И. Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.

Билибин сделал очень красивые, динамичные, красочные рисунки. Каждый из них по-своему интересен, неповторим.

Особенно мне запомнилось изображение Гвидона, который стоит у моря и разговаривает с лебедью.

Художник изобразил часть моря, что ближе к берегу, в зеленоватых оттенках, а даль моря – в темно-синем цвете, ближе к черному.

Небо же изображено в голубых, синих и серых цветах.

При этом на нем присутствуют огромные белые облака, которые очень выделяются на фоне темных цветов.

Каждая деталь на иллюстрации изображена отдельно – ничего между собой не сливается.

Также запомнился рисунок с изображением царя, ткачихи, поварихи и Бабарихи, которые встречают гостей.

Художник хорошо передает настрой персонажей в этот момент.

На иллюстрации выделяется величественный трон царя и красивые одеяния гостей.

Художник показывает, какие разнообразные узоры были популярны в те времена.

Еще хочу отметить иллюстрацию, на которой изображены богатыри, выходящие из волн.

Художник выбирает для картины черные, зеленоватые и серые оттенки цветов.

И лишь красно-оранжевая одежда богатырей выделяется на этом фоне.

Море Билибин рисует неспокойным, видно, как за спинами персонажей подымаются волны и сильно бьются о камни.

На черном небе изображены четкие, крупные, белые звезды.

У Билибина еще много запоминающихся иллюстраций.

В его стиле выделяется такая особенность, как разделять все детали между собой.

Это выглядит красиво, но не совсем реалистично.

Ответы на вопросы учебника литературное чтение Климанова, Горецкий 3 класс 1 часть "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" А. С. Пушкин стр. 128-129

См. читательский дневник по сказке о царе Салтане