Проверим себя и оценим свои достижения стр. 83 — 87
Ты прочитал произведения раздела «Природа и мы». Что ты узнал нового, чему научился, а что вызывает у тебя трудности?
1. Рассказать, как авторы с помощью средств художественного слова передают красоту природы.
2. Определить тему прочитанных произведений.
3. Найти необходимую информацию в справочной, энциклопедической литературе.
4. Составить научно-познавательный текст.
5. Назвать произведения Е. Чарушина, Д. Мамина-Сибиряка, М. Пришвина, А. Куприна, В. Астафьева.
Прочитай пословицу «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь».
Определи, какая из пословиц выражает ту же мысль.
Из предложенных пословиц, я бы выбрал народную мудрость «Двумя руками трудно ухватить двух угрей».
Э. Шим Хлеб растёт
Составь и запиши вопросы к прочитанному тексту
- Почему лишь одно поле зелёное?
- Что на этом поле посеяно?
- Что значит «озимый хлеб»?
- Разве под снегом могут прорастать ростки?
- Каким образом хлеб на поле уснул?
- Как зимует хлеб?
- Как озимый хлеб реагирует на весну?
- Что вызвало у людей радость?
Запиши план рассказа:
План:
- Зимнее поле
- Зелёные ростки
- Озимый хлеб.
- Как зимует хлеб
- Весенняя радость.
Дополни данный текст ещё одним абзацем. Подумай, о чём ты будешь рассказывать. Запиши.
На протяжении всей весны зелёные ростки возмужали и поднимались.
За лето они полностью выросли, а жгучее солнце позолотило их.
А вот уже постучалась в дверь осень.
Скоро на полях появятся комбайны и начнут убирать славный урожай.
Вот это добрый хлеб будет!
Л. Н. Толстой Какая бывает роса на траве
С чем автор сравнивает росу?
Толстой сравнивает росу с алмазами, которые под светом солнца красиво блестят и переливаются различными цветами.
Придумай свои сравнения. Роса блестит, как
Снег на солнце, солнечные лучи в окне, алмаз на свету, чистый ручей, настоящий бриллиант, кристаллы льда, чистая слеза, снежинки в поднебесье, мыльные пузыри на солнце.
Какое сравнение более точно представляет изображаемую картину? Запиши своё мнение.
Более точно, на мой взгляд, изображаемую картину передаёт сравнение с кристаллами льда, алмазом, бриллиантами.
Прочитай статью из научно-познавательной книги «Что такое? Кто такой?».
Роса
Перечитай научно-познавательный текст. Выпиши слова, которые требуют уточнения в толковом словаре. Найди их значения.
Знойный – очень жаркий.
Душистый – имеющий очень приятный и достаточно сильный запах.
Поглощать – впитывать что-либо;
Бисеринки – от слова бисер.
Это значит – декоративные элементы небольшого размера.
Хрусталь – это особый вид стекла.
Он отличается своей красотой и светоотражающими свойствами.
Кратко запиши своими словами, что такое роса.
Роса — это крошеные водяные капли, что появляются из влаги.
Утром и вечером они оседают на листву, траву, различные растения.
Сравни художественный текст Л. Н. Толстого и научно-познавательный текст о росе. Заполни таблицу.
Пример сравнения текстов о Росе для 4 класса.
Вывод: Л. Н. Толстой показывает красоту такого природного явления как роса.
Для того чтобы нам легче и интереснее было читать, он использует различные изобразительно-выразительные средства.
Это помогает читателю в полной мере представить всю неотразимость росы.
А целью научной статьи является ознакомления читателя с непосредственно самим понятием, его природой (происхождением).
Поэтому авторы используют общеупотребимые слова, научные термины.
Они хотят расширить наши фактические знания.
Ведь у них нет цели пробудить у читателя фантазию, как это делает Л. Толстой.
Мне кажется, что и тот и другой текст является одинаково полезным для читателя.
Различие в том, что они развивают разные стороны мышления и разума.
Научный текст обогащает багаж наших знаний.
Ведь нельзя ограничиваться лишь художественным описанием природы, в этом случае росы.
Необходимо знать каким образом образуются те или иные явления.
Тем более, имея эти знания, гораздо легче воспринимать, понимать всю суть и художественного текста.
Имея научное понимание «росы», начинаешь гораздо ярче понимать всё, что хотел донести автор художественного текста.
Подключается фантазия и ты восхищаешься таким необычным чудом природы.
Обогащается литературный багаж знаний и воспитывается умение замечать прекрасное вокруг себя.
Подсказка:
_______