Проверим себя и оценим свои достижения стр. 83 — 87

Ты прочитал произведения раздела «Природа и мы». Что ты узнал нового, чему научился, а что вызывает у тебя трудности?

1. Рассказать, как авторы с помощью средств художественного слова передают красоту природы.

2. Определить тему прочитанных произведений.

3. Найти необходимую информацию в справочной, энциклопедической литературе.

4. Составить научно-познавательный текст.

5. Назвать произведения Е. Чарушина, Д. Мамина-Сибиряка, М. Пришвина, А. Куприна, В. Астафьева.

Прочитай пословицу «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь».

Определи, какая из пословиц выражает ту же мысль.

Из предложенных пословиц, я бы выбрал народную мудрость «Двумя руками трудно ухватить двух угрей».

Э. Шим Хлеб растёт

Составь и запиши вопросы к прочитанному тексту

  1. Почему лишь одно поле зелёное?
  2. Что на этом поле посеяно?
  3. Что значит «озимый хлеб»?
  4. Разве под снегом могут прорастать ростки?
  5. Каким образом хлеб на поле уснул?
  6. Как зимует хлеб?
  7. Как озимый хлеб реагирует на весну?
  8. Что вызвало у людей радость?

Запиши план рассказа:

План:

  1. Зимнее поле
  2. Зелёные ростки
  3. Озимый хлеб.
  4. Как зимует хлеб
  5. Весенняя радость.

Дополни данный текст ещё одним абзацем. Подумай, о чём ты будешь рассказывать. Запиши.

На протяжении всей весны зелёные ростки возмужали и поднимались.

За лето они полностью выросли, а жгучее солнце позолотило их.

А вот уже постучалась в дверь осень.

Скоро на полях появятся комбайны и начнут убирать славный урожай.

Вот это добрый хлеб будет!

Л. Н. Толстой Какая бывает роса на траве

С чем автор сравнивает росу?

Толстой сравнивает росу с алмазами, которые под светом солнца красиво блестят и переливаются различными цветами.

Придумай свои сравнения. Роса блестит, как

Снег на солнце, солнечные лучи в окне, алмаз на свету, чистый ручей, настоящий бриллиант, кристаллы льда, чистая слеза, снежинки в поднебесье, мыльные пузыри на солнце.

Какое сравнение более точно представляет изображаемую картину? Запиши своё мнение.

Более точно, на мой взгляд, изображаемую картину передаёт сравнение с кристаллами льда, алмазом, бриллиантами.

Прочитай статью из научно-познавательной книги «Что такое? Кто такой?».

Роса

Перечитай научно-познавательный текст. Выпиши слова, которые требуют уточнения в толковом словаре. Найди их значения.

Знойный – очень жаркий.

Душистый – имеющий очень приятный и достаточно сильный запах.

Поглощать – впитывать что-либо;

Бисеринки – от слова бисер.

Это значит – декоративные элементы небольшого размера.

Хрусталь – это особый вид стекла.

Он отличается своей красотой и светоотражающими свойствами.

Кратко запиши своими словами, что такое роса.

Роса — это крошеные водяные капли, что появляются из влаги.

Утром и вечером они оседают на листву, траву, различные растения.

Сравни художественный текст Л. Н. Толстого и научно-познавательный текст о росе. Заполни таблицу.

Пример сравнения текстов о Росе для 4 класса.

Сравни художественный текст Л. Н. Толстого и научно-познавательный текст о росе. Заполни таблицу.

Вывод: Л. Н. Толстой показывает красоту такого природного явления как роса.

Для того чтобы нам легче и интереснее было читать, он использует различные изобразительно-выразительные средства.

Это помогает читателю в полной мере представить всю неотразимость росы.

А целью научной статьи является ознакомления читателя с непосредственно самим понятием, его природой (происхождением).

Поэтому авторы используют общеупотребимые слова, научные термины.

Они хотят расширить наши фактические знания.

Ведь у них нет цели пробудить у читателя фантазию, как это делает Л. Толстой.

Мне кажется, что и тот и другой текст является одинаково полезным для читателя.

Различие в том, что они развивают разные стороны мышления и разума.

Научный текст обогащает багаж наших знаний.

Ведь нельзя ограничиваться лишь художественным описанием природы, в этом случае росы.

Необходимо знать каким образом образуются те или иные явления.

Тем более, имея эти знания, гораздо легче воспринимать, понимать всю суть и художественного текста.

Имея научное понимание «росы», начинаешь гораздо ярче понимать всё, что хотел донести автор художественного текста.

Подключается фантазия и ты восхищаешься таким необычным чудом природы.

Обогащается литературный багаж знаний и воспитывается умение замечать прекрасное вокруг себя.

Подсказка:

_______

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован, комментарий появится после модерации.