Природа и мы стр 75 - 82

Перечисли произведения, которые включены в раздел. Кто из авторов тебе уже знаком? Какие произведения этих писателей ты читал раньше? Запиши.

Произведения раздела "Природа и мы"

Д. Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш»

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

М. М. Пришвин «Выскочка»

Е. И. Чарушин «Кабан»

В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип»

Ранее я читал произведения Михаила Пришвина "Моя Родина" и "Ребята и утята", "Страшный рассказ" Чарушина, "Капалуха" Астафьева.

Подумай, какими произведениями ты мог бы дополнить этот раздел. Запиши.

А. Куприн «Олеся», «Листригоны»; М. Пришвин «Лесной доктор», "Сухостойное дерево"; Г. Скребицкий "Маленький лесовод"; В. Бианки «Лесные разведчики», «Синичкин календарь»; Н. Сладков «Дятел», «Гнездо».

Д. Н. Мамин - Сибиряк. Приёмыш

Кто такой приёмыш? Найди объяснение этого слова в толковом словаре. Запиши.

В толковом словаре Ожегова:

Приемыш — приёмный сын или приёмная дочь.

Прочитай текст. Подчеркни слова, которые помогут тебе составить рассказ об истории дружбы Приёмыша и Соболько.

 

Прочитай текст. Подчеркни слова, которые помогут тебе составить рассказ об истории дружбы Приёмыша и Соболько.

Составь и запиши план рассказа об их дружбе.

План рассказа "Дружба Приемыша и Соболько" для 4 класса.

1) Страх Приемыша перед Соболько.

2) Дружба лебедя и собаки.

3) Прогулка друзей: Соболько на суше, а Приемыш по воде.

4) Лебедь уплыл, а Соболько грустит за ним.

5) Соболько учится уважать лебедя.

6) Приемыш разрешает Соболько играть с собой.

7) Прощание Приемыша и Соболько.

Какими мыслями хотел поделиться Мамин - Сибиряк с читателями? Запиши.

Писатель хотел поделиться мнением, что природа и человек очень взаимодействуют.

Мы должны беречь, понимать ее, наслаждаться ею, жалеть  и никогда не причинять вред.

Напиши отзыв на рассказ "Приёмыш".

Произведение «Приемыш» - трогательный рассказ о настоящей дружбе между человеком и животными. 

Старик относится к лебедю и собаке, как  к равным себе.

Эта история поучительная и грустная.

Ведь старику пришлось расстаться с лебедем, отпустив его лететь со стаей.

Для него главное, чтоб лебедь благоприятно долетел.

Несмотря на то, что старик не представлял жизни без своего «друга», он не стал держать его против воли.

Рассказ учит нас любви к природе, внимательности и умению ценить настоящую дружбу, никого не держать против их воли.

А. И. Куприн Барбос и Жулька

Восстанови сюжет рассказа по схеме

1) Завязка: краткое описание Барбоса и Жульки, их жизни и дружеских отношений

2) Развитие действия: во двор забежала бешенная собака, покусала животных и испугала людей, крошечная Жулька проявила огромную храбрость, после осмотра, доктор объявил о сумасшествии Жульки

3) Развязка: Барбос попросился попрощаться с храброй подружкой, трогательное прощение, смерть Жульки.

Какими ты представляешь себе Барбоса и Жульку? Какими чертами характера обладает Барбос, а какими — Жулька?

Барбос - верный, мужественный, добрый.

Жулька - отважная, самоотверженная, верная.

Сравни рассказ "Барбос и Жулька" А. И. Куприна с произведением Л. Н. Толстого "Лев и собачка" по следующим параметрам: тема, герои, событие, главная мысль, отношение автора к героям.

Образец таблицы сравнения рассказов "Лев и собачка" и "Барбос и Жулька"

 Образец таблицы сравнения рассказов "Лев и собачка" и "Барбос и Жулька"

У этих двух произведений общая тема – крепкие дружеские отношения между животными.

Главными героями рассказов являются животные. При этом один из них большого размера и сильный, а второй крошечный и слабенький.

Событие – смерть одного героя из-за болезни.

Главная мысль рассказа "Барбос и Жулька" - внешность не всегда соответствует силе.

Храбрость и отвага – вот, что действительно является показателем силы.

Настоящий друг готов даже жертвовать своей жизнью ради любимого существа.

Главная мысль "Лев и собачка" - у дружбы нет ограничений, ни по размерам, ни по возрасту, ни по внешности.

Разлука - самое страшное явления в настоящей дружбе.

Куприн и Толстой с трепетом и жалостью относятся к главным героям своих произведений.

Они ставят их поступки в пример всем читателям.

Восхищаются верностью, самоотверженностью, добротой и храбростью животных.

А также их умением испытывать настоящие крепкие дружеские чувства.

М.М. Пришвин

Подготовь рассказ о жизни и творчестве Пришвина, используя информацию из Интернета и энциклопедии.

Пример рассказа о творчестве и жизни писателя Михаила Пришвина для 4 класса.

Будущий писатель появился на свет в 1873 году в небольшом селе Орловской губернии.

С детства посещал деревенскую школу, но учился не очень хорошо, а также не отличался прилежным поведением.

Через шесть лет с начала обучения маленького Мишу отчислили со школы из-за конфликта с учителем.

Прошло время и мальчик взялся за ум, смог успешно окончить Александровское реальное училище, а после получить образование в Рижском политехникуме.

Через какое-то время Михаил Пришвин поступает в университет в Лейпциге и получает профессию агронома.

А после возвращается в Россию.

Поработав агрономом, молодой человек понимает, что его призвание в другой области и приходит к литературе и фотографии.

Свое первое произведение Михаил Пришвин написал в 1907 году, а после увлекся путешествиями, фотографируя и записывая свои впечатления о мире природы.

Его называют "Певцом русской природы"

На основе своих впечатлений Пришвин пишет книги о природе, иллюстрируя их фотографиями, сделанными в путешествиях.

Собрание сочинений Пришвина о природе было выпущено в 8 томах.

Его наиболее известные сборники рассказов " От земли до городов", "Путешествие", "Зеленый шум" и "Кощеева цепь".

После смерти писателя его именем был назван, открытый в 1982, году астероид No9539.

Пришвин был мастером слова.

Он находил необыкновенно запоминающиеся образы.

Например, Пришвин называл озёра «глазами земли», описывал торфяные болота как «кладовые солнца», рассказывал о «горячей душе дерева» и «бездонной нежности зверей».

А ты внимательно наблюдаешь за природой? Попробуй её описать, используя яркие образы. Запиши их.

Я считаю, что описать природу так необыкновенно, как это делал М. Пришвин, у меня не получится.

Ведь для этого мало иметь хорошую фантазию и воображение.

Надо быть истинным мастером слова.

Но я попробую сделать это по-своему:

Заиграл ансамбль волн на кристальном океане.

Хрупкие лучи солнца рисуют на океанской глади зеркальные пейзажи.

Где-то далеко виднеется крошечный остов, играя с волнами в прятки.

И вот уже Фея - ночь осыпает землю своим волшебством.

Небесная гладь покрылась яркими лампочками, а волны осветил бездонный месяц.

Отметь произведения Пришвина, которые ты читал. Определи их тему.

Курица на столбах – воспитание и материнская любовь к чужим детям (мать - курица и дети - гусята).

Лесной хозяин – красота природы и правила поведения в лесу (нельзя разводить костер, как это сделал герой рассказа).

Синий лапоть – разум и хитрость зайца, который смог обхитрить охотников.

Сметливый беляк – что не происходит, все к лучшему. Это произведение о зайце, который скрылся в поле, чтобы унести ноги от охотников.

Лада – отношение к животным (хозяин собаки бил ее, поэтому она не хотела к нему идти). Животных нужно любить и бережно к ним относиться.

Составь список произведений Пришвина, которые ты хотел бы прочитать.

«Лесной хозяин», «Этажи леса», «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Журка», «Синий лапоть», «Говорящий грач», «Кладовая солнца».

Напиши отзыв на одно из понравившихся произведений Пришвина. Помни, для того, чтобы не повторять одни и те же слова, надо пользоваться синонимами.

Отзыв на рассказ "Дедушкин валенок".

Я прочитал произведение "Дедушкин валенок" – увлекательный рассказ М. Пришвина.

Автор занимательно описывает привязанность человека к своим вещам.

Писатель знакомит читателя с дедом, который очень дорожит своими валенками.

Он их постоянно ремонтировал.

И носил валенки, пока они у вовсе не угрожали развалиться.

Дедушке пришлось выбросить дорогую сердцу вещь.

Но по весне, герой заметил, что дедовы веленочки опять стали необходимой вещью и служат утеплением.

Только уже не ему. Оказалось, теперь валенки утепляют птичьи гнезда.

Мне очень понравился и запомнился этот рассказ.

Он интересный и поучительный.

Я заметил, что настоящий мастер слова, М. Пришвин, в своих произведениях показывает отношение человека к окружающему миру (вещам, природе, животным) и изображает сильную связь между ними.

М. М. Пришвин Выскочка

Найди в толковом словаре значение слова выскочка. Запиши.

В толковом словаре Ефремовой:

Толкование слова "Выскочка":

1. Тот, кто вмешивается в какое-то. дело, желая выслужиться, обратить на себя внимание.

2. Тот, кто достиг высокого общественного положения, занял какую-то. должность путем протекции, происков и т.п.

Подчеркни в тексте слова, которые показывают, какой была по характеру Выскочка.

 Подчеркни в тексте слова, которые показывают, какой была по характеру Выскочка.

Почему история, которую рассказал Пришвин, закончилась таким образом? Придумай другой конец. Запиши план рассказа.

Такому окончанию истории была виной глупость сороки. 

Место того, чтоб действовать сообща, она решила сделать все первой, чтоб выслужится  перед собратьями. 

Такая самоуверенность была наказана позором, и Выскочка лишилась хвоста.

Пример другого конца рассказа "Выскочка" для 4 класса.

Когда хвост сороки и кость досталась Вьюшке, собачка ее выпустила.

Выскочка от стыда и внезапности своего провала не знала, как теперь показаться на глаза подругам.

Ведь какая она сорока без хвоста?

От страха и неуверенности птица отлетела в сторону от Вьюшки и не стала лететь к сорокам.

Что ей теперь делать?

Ведь предупреждали ее сороки-подруги, что не стоит забирать у собаки вторую косточку.

Эх, как же жалко она сейчас выглядит... наверное, все смеются над ней...

Но тут произошло следующее...

Собака вдруг взяла кость в зубы и пошла к Выскочке.

Сороки увидели это и давай галдеть, предупреждая Выскочку, мол вот страшный зверь идет к тебе.

Выскочка была в своих грустных думах и не заметила Вьюшку.

Птица только смогла прийти в себя, когда увидела перед собой косточку.

Вьюшка аккуратно положила косточку перед сорокой и дружелюбно помазала хвостом, а потом отошла в сторону.

Выскочка не могла прийти в себя от радости.

С ней хотела дружить собака!!!

Вьюшка подарила ей косточку!!!

Выскочка стала громко трещать и прыгать по кости, созывая подруг на пир.

Сороки прилетели и сели на кость, а Выскочка ходила важно вокруг косточки и даже храбро подходила к Вьюшке, чтобы показать какой у нее большой и сильный друг.

И больше никогда не таскала косточки у Вьюшки.

И подругам-сорокам своим не позволяла.

План:

1) Поражение Выскочки

2) Вьюшка приносит косточку грустной Выскочке.

4) Собака и птица теперь друзья!

5) Благодарность Выскочки.

Е. И. Чарушин Кабан

Отметь какие рассказы Чарушина ты читал

Отметь какие рассказы Чарушина ты читал

Какие обитатели зоосада тебе больше всего запомнились? Заполни таблицу.

Пример таблицы "Обитатели зоосада" для 4 класса.

Пример таблицы "Обитатели зоосада" для 4 класса.

Подготовь рассказ о них на основе таблицы.

Главными героями произведения «Кабан» являются олень и кабаны.

Но мне в рассказе еще запомнились не менее интересные животные.

Эти обитатели зоосада имеют неповторимые характеры, хотя иногда описаны в произведении всего парой строк.

В свою таблицу я внес оленя, журавля, слона и медведя - губача.

Олень Сережа – темпераментное животное.

Он противно сопит и, пугая автора, зовет драться.

Величественный, как лошадь.

В своем произведении автор знакомит нас с особенностями оленей.

Рассказывает, что олени каждый год меняют рога.

На месте старых, отвалившихся рог, вырастают красивые новые.

Поначалу они мягкие и теплые, как будто не рога вовсе.

Потом рога твердеют, а кожа отпадает.

У Сережи сейчас как раз тот период, когда кожа свисает клочьями.

Они зудели у него, поэтому олень постоянно их чесал.

Мне показался очень смешным момент, когда слон взял и придавил дворника.

Затем он забрал его метлу и просто ее съел.

Я считаю это самый забавным герой рассказа.

Журавль – истинный начальник.

Любит порядок и не переносит баловства.

Еще мне очень сильно понравился медведь.

Талантливое животное.

Он даже умеет держать на голове стойку.

Мне кажется это очень добродушное животное, что так непринужденно веселит себя забавами.

А когда приходит народ, он «включает» строгого и непоколебимого животного.

Кроме этих животных, в зоосаде был ягуар, который играл в клетке с деревянным шаром; много журавлей, что танцевали в своей загородке, за которыми и следил понравившийся мне журавль; кабаны, которые сбили автора и тот полез на загородку оленя.

У них была жесткая щетина и страшные желтые клыки.

В. П. Астафьев. Стрижонок Скрип.

Выпиши слова из рассказа Астафьева, которые помогают представить Скрипа.

Афанасьев очень хорошо передал читателю образ стрижонка.

Я, например, сразу представляю бойкую и уверенную птичку.

Еще будучи малышом, стрижонок показывал свою независимость.

Для того, чтоб это описать, автор использует слова «примолк», «рассердился», «попытался отнять».

Неимоверное любопытство Скрипа подтверждают слова «хотелось выглянуть» и «радостно и жутко».

Когда пришло время лететь, Скрип уже был бойко настроен, наполнен храбростью и уверенностью.

И хотя первый полет был слегка страшноватым, стриж легко поборол в себе это чувство: «не падать же», «сделалось так радостно», «взмыл высоко-высоко».

Скрип подрастал и становился еще более бесстрашным: «Скрип был храбрый стрижонок».

Но даже, будучи почти взрослым, стрижонок «жмётся к маме-стрижихе».

Этим автор показывается, что любовь между детьми и родителями не зависит от возраста.

Здесь Афанасьев имеет в виду не только животных, но и весь человеческий род.

Восстанови последовательность событий в плане рассказа Астафьева «Стрижонок Скрип"

 

Восстанови последовательность событий в плане рассказа Астафьева «Стрижонок Скрип"

Проведи небольшое исследование. Сравни научно-познавательный текст о стрижах из энциклопедии и художественный рассказ Астафьева. Обрати внимание на изобразительно-выразительные средства.

Я сравнил информацию о стрижах в энциклопедии и рассказе Афанасьева.

Заметил очень большие различия. И это понятно, ведь в энциклопедии находятся научные статьи, цель которых ознакомить с фактами.

Это просто сухой, строгий текст, без использования каких-либо изобразительных средств.

А произведение Афанасьева наполнено самыми красочными и увлекательными изобразительно-выразительными средствами.

Ведь цель автора не познакомить с особенностями стрижей, как птичьего рода, а создать увлекательный рассказ, который будет интересен читателю, легко усваиваться и учить определенным жизненным ценностям.

Где ты будешь искать информацию об Астафьеве? Запиши.

Об Астафьеве много информации есть в Интернете.

Еще я пойду в библиотеку и узнаю в каких справочниках есть его биография.

Ответы на вопросы рабочей тетради литературное чтение Бойкина, Виноградская 4 класс. Природа и мы стр. 75 - 82