Итоговая проверочная работа стр 116 - 126

Михаил Зощенко "Бабушкин подарок"

Задание 1.

Отметь высказывание, которое наиболее точно выражает главную мысль произведения.

Зависть заставляет человека совершать дурные поступки.

Придумай и запиши ещё одно высказывание, которое выражает главную мысль произведения.

Придуманное мною высказывание: добро не нуждается в хвастовстве; за хорошие поступки награды не ждут.

Задание 2.

Как ещё можно озаглавить это произведение?

«Источник зависти», «Зависть – плохое качество».

Задание 3.

Перечисли и запиши имена героев произведения. Подчеркни главных героев.

Бабушка, Минька, Лелька,  мама, папа, Павлик.

Задание 4.

Раздели произведение на части и отметь их в тексте (поставь в начале каждой части значок или цифру). Составь и запиши план.

"Бабушкин подарок" я разделил на 8 частей.

На примере показано первое предложение части, обозначенное цифрами:

Раздели  произведение  на  части  и  отметь  их  в  тексте  (поставь  в  начале  каждой  части  значок  или  цифру).  Составь  и  запиши  план.

План:

1) Взаимоотношение бабушки и детей

2) Поступок бабушки

3) Лелька испытывает чувство зависти

4) Павлик на дереве с рогаткой

5) Папа и Лелька говорят кто на свете самый лучший

6) Минька делится монетками

7) Лелька заболела

8) Нужно стремиться быть хорошим

Выбери одну из частей текста. Выпиши опорные слова, на основе которых можно подробно пересказать этот фрагмент.

Часть вторая – Бабушкин поступок 

Опорные слова: бабушка, дача, пирожные, сумочка, Леля сказала, рассердилась, невоспитанная особа, лучше всех, молчание, новенькие монеты.

Как - то к нам на дачу приехала наша бабушка. 

Мы увидели, что бабушка привезла только пирожные, так как в другой руке у нее была только сумочка.

Увидев это Леля сказала бабушке, что она привезла только пирожные и больше ничего. 

Из-за этого высказывания бабушка рассердилась. 

Она ответила, что привезла, но Леля - невоспитанная особа и ей больше ничего не достанется. 

Также бабушка указала на меня, что я лучше всех на свете, так как молчу. 

За это она положила мне в ладошки новенькие десятикопеечные монеты.

Задание 5.

Придумай и запиши вопросы к прочитанному тексту. Начни со слов: кто, что, зачем, как.

Мои вопросы:

Кто приехал в гости на дачу? Кто, по мнению бабушки, самый лучший на свете? 

Кто принес Миньке новенькие монеты?

Что совершила Лелька из-за ее зависти? Что привезла бабушка внукам?

Зачем бабушке давать Миньке монеты? 

Зачем Лелька взобралась на деревце? 

Зачем Минька хвастался своим поступком?

Почему Лелька стукнула брата? 

Почему Минька отдал монеты сестре? 

Почему папа не разделил мнение бабушки, что Минька самый лучший?

Как должен поступать самый лучший ребенок на свете? 

Как Минька поступил, чтоб стать самым хорошим? 

Как были потрачены подаренные Лельке монеты?

Задание 6.

Выпиши события, которые повлияли на Миньку. Выпиши самое важное событие произведения.

Выпиши  события,  которые  повлияли  на  Миньку.  Выпиши  самое  важное  событие  произведения.

Я считаю, что самым важным является событие, когда Минька дал сестре еще монетку не для того, чтоб его похвалили, а тайком, просто, чтоб порадовать Лельку.

Задание 7.

Почему Лёлька обижалась на Миньку? Отметь верное высказывание.

Почему  Лёлька  обижалась  на  Миньку?  Отметь  верное  высказывание.

Найди в тексте ответ, почему бабушка не дарила Лёльке подарки, и подчеркни  его.

 Найди  в  тексте  ответ,  почему  бабушка  не  дарила  Лёльке  подарки,  и  подчеркни  его.

Задание 8.

Перечитай текст. Проследи по нему, как менялись чувства Миньки по отношению к его сестре.

В начале произведения Минька нейтрально относился к Лельке.

В середине он сначала обижался, а потом у него начало появляться чувство жалости.

В конце Минька понимает всю несправедливость происходящего, у него появились настоящие братские чувства.

Найди в произведении и выпиши: 

Какие чувства испытывала Лёлька к Миньке?

Выпиши  события,  которые  повлияли  на  Миньку.  Выпиши  самое  важное  событие  произведения.

Какие чувства испытывала Лёлька к бабушке?

Лелька обижалась на  бабушку, но не более чем на  Миньку.

Задание 9.

Подчеркни слова, которые помогают охарактеризовать поступки главного героя в конце рассказа.

Подчеркни  слова,  которые  помогают  охарактеризовать  поступки  главного  героя  в  конце  рассказа.

Как ты думаешь, можно ли добавить к выбранным словам слово заботливый? Почему?

Я считаю, что можно добавить слово «заботливый». 

Хотя в начале рассказа Минька не был таковым, но к концу у него проявилось это чувство. 

И пусть сперва он дал монетки Лельке, чтоб просто стать самым лучшим мальчиком на свете, но зато потом, он тайком подарил ей еще монетку. 

Этот поступок уже был сугубо для сестры, а не для "показухи" взрослым.

По поступкам Миньки ты узнал, каким он был человеком. Запиши своё мнение.

Я узнал, что Минька был немного наивным, честным, добрым, по-детски благородным, молчаливым. 

К концу рассказа он стал еще щедрым и заботливым.

Подтверди своё мнение примером из текста.

Примеры из текста:

Подтверди  своё  мнение  примером  из  текста.

Представь, что тебе повстречался Минька. Какие вопросы ты ему задашь, чтобы больше узнать о его характере? Запиши два вопроса.

1) Какая истинная причина того, что ты подарил сестре монеты?

2) Не пожалел ли ты о своем поступке, когда Лелька заболела?

А какие поступки характеризуют Лёльку?

Лельку характеризует то, что, когда она смотрела на брата, в ее глазах виднелась зависть. 

Потом она и вовсе выбила из рук Миньки монеты. 

Также можно понять, что ей было присуще баловство. 

Ведь она залезла на дерево, откуда и дразнила брата с бабушкой. 

Еще она скорее всего глупенькая и жадная: потратила все монеты на покупку мороженного, ни с кем не поделилась и в итоге заболела. 

Автор также не пишет о том, что Лелька поблагодарила брата. Она, скорее всего еще и невоспитанная.

Задание 10.

Как ты думаешь, какой из поступков главных героев может быть примером для других детей?

Я считаю, что примером является, когда Минька дал сестре еще монету и уже не хвастался этим.

Как ты думаешь, какой из поступков главных героев был ошибочным?

Я считаю, что ошибочно себя вела бабушка, которая выделяла и хвалила только одного ребенка. 

Взрослый человек должен понимать, что так делать нельзя.

Ошибочным является и хвастовство Миньки. 

Но, думаю, это всего лишь результат детской неопытности и наивности.

Не правильно поступала еще Лелька. 

Ведь нельзя давать зависти брать верх над собой. 

Также нельзя неуважительно относиться к взрослым, даже если они тоже неправильно поступают.

Задание 11.

Объясни значение слова особа с опорой на текст.

Запиши, какая разница между словами зарыдать и захныкать.

Исходя из текста, «особа» - это неприятный, надменный, высокомерный человек.

Таким образом, бабушка хотела показать скверность характера Лельки.

Запиши какая разница между словами зарыдать и захныкать.

Зарыдать — это очень сильно и громко заплакать.

Захныкать — тихо заплакать из-за обиды, беспомощности.

Задание 12.

Запиши, к какому жанру относится прочитанный тобой текст.

Это повествовательный жанр.

Какие произведения М. Зощенко ты читал? Запиши их названия.

Я читал произведения М. Зощенко: «Леля и Минька: елка», «Леля и Минька: великие путешественники», «Леля и Минька: золотые слова», «Леля и Минька: находка», «Самое главное», «Показательный ребенок», «Умная Тамара».

Задание 13.

Составь краткий отзыв на прочитанное произведение. Воспользуйся планом.

Произведение «Бабушкин подарок» - поучительный детский рассказ, написанный русским писателем Михаилом Зощенко.

Этот рассказ знакомит нас событиями, что произошли в одной семье.

Бабушка любила лишь одного внука – Миньку, а к его сестре Лельке относилась неуважительно. 

Приехав к ним в гости, она только Миньке подарила новенькие монеты, сказав, что он самый лучший на свете. 

Это породило в Лельке чувство зависти. 

Но папа был не согласен с мнением бабушки, ведь Минька не поделился своим подарком. 

Поэтому мальчик дал сестренке монеты и похвастался родителям, что теперь он самый хороший на свете. 

Но главное, что затем он уже тайком дал Лельке еще монету.

Я советую своим друзьям прочитать этот рассказ, ведь он учит нас заботится о своих родных.

Быть мудрыми, щедрыми, воспитанными и не давать чувству завести брать верх над собой. М. Зощенко воспитывает в читателе хорошего человека.

Задание 14.

Прочитай высказывания великих русских писателей. Выбери одно из высказываний. Подумай, что хотел сказать автор. Какими мыслями ты хотел бы дополнить слова писателя?

Текст - рассуждение "Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям — просторно"

Это фразой великий русский поэт хотел напомнить о том же, о чем говорит народная пословица " Слово - серебро, молчание - золото".

Очень верно обдумывать различные варианты событий, мысленно строить предположения, а также делать выводы.

Но прежде чем сказать, лучше перед этим подумать, что произнести вслух.

Для этого нужно выстроить мысленно фразу и потом только сказать предложение.

Тогда ваша речь будет понятна окружающим и достигнет своей цели.

Текст - рассуждение "С русским языком можно творить чудеса!»

Писатель этим высказыванием хотел сказать о том, что с помощью русского языка можно рассказать любую историю так, что слушать может почувствовать настроение автора.

А также нарисовать в своем воображении событие или человека, о котором идет рассказ.

Но для этого нужно изучать русский язык и литературу, ведь без знания очень сложно воспользоваться этим богатством.

Текст - рассуждение "Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен"

Этим высказыванием Куприн хотел сказать о том, что отличное знание русского языка дает возможность человеку очень четко выражать свою мысль, пояснять свои поступки, помогая собеседнику понять, о чем идет речь.

Русским языком можно описать любую вещь или человека так, что слушать легко может представить даже то, что никогда не видел.

Но также Куприн говорит о важности хорошего образования, иначе таким даром русского языка невозможно будет воспользоваться.

Текст - рассуждение "Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок ... иное названье ещё драгоценней самой вещи"

Читая это высказывание можно понять, что звуки русской речи очень мелодичны.

Слушая русские слова, можно не только понять о чем говорит оратор, но также просто полюбоваться звуками названия слов.

Некоторые слова в русском языке очень напоминают музыку. 

Например - это слово "лебедушка".

Это слово можно услышать как название птицы, а можно прослушав звучание почувствовать музыку этого слова.

Текст высказывание "Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли".

Этим высказыванием Короленко нам говорит о том, что русский язык настолько богат, что не нужно употреблять в речи иностранные словечки.

Если внимательно и с любовью изучать свой родной язык, то можно любое слово и обозначить новые явления или вещи.

Важно также то, что употребляя в своей речи слова на русском языке можно понять, что обозначает то или иное понятие.

А вот с иностранными словами это сделать не возможно.

Текст - высказывание "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!"

В этом высказывании можно услышать предупреждение писателя о том, что нужно бережно относится к родному языку.

Чтобы его сберечь нужно стараться изучать литературный русский язык, общаться с друзьями на нем, не засоряя его сленговыми словечками.

Сленговые выражения уменьшают мелодичность и образность русского языка, обращая его просто в слова - названия каких-то вещей.

Ведь если мы не будем беречь свой язык, то чему мы научим наших потомков?

Ответы на вопросы рабочей тетради литературное чтение Бойкина, Виноградская 4 класс. Итоговая проверочная работа стр. 116 - 126

Сайтбар