Выскочка М. М. Пришвин стр 95

1. Почему Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»? Объясни.

Михаил Михайлович озаглавил свое произведение именем одного из главных героев – сороки.

Именно ее образ является наиболее важным в рассказе, лежит в основе его идеи.

Поведение сороки закончилось для нее плачевно, а для читателя стало уроком.

Ведь для того, чтоб чего-то добиться в коллективе, важно прислушиваться к нему.

Нужно уметь правильно рассчитывать свои силы и умения, а не действовать «сломя голову».

Неоправданная самоуверенность, самолюбие закончились для птицы позором.

И такое бывает не только в животном мире.

Много людей среди нас, которые пытаются показать себя выше, чем есть на самом деле.

Но, как правило, этого сделать не удается.

2. Как автор описывает Вьюшку, её поведение и повадки? Как у собаки появилась такая кличка?

Собачка – позитивный герой произведения. Ее порода – лайка.

Эта охотничья собака была умной, шустрой, верной.

Ей с легкостью доверяли роль сторожа.

Автор описывает ее с веселым нравом и с забавной внешностью.

Он любит своего питомца и гордится им.

Происхождение клички у этой чудесной собачки следующее: нашли ее на берегу Бии (река) и назвали в честь этого места, затем ласково начали обращаться Бьюшка, что вскоре переросло во Вьюшка.

3. Что произошло с Вьюшкой? Как она проявила себя в ситуации с сорокой?

Внимание собаки отвели птицы-ворижки, и одна из них украла косточку Вьюшки.

Среди стаи одна птица была самой высокомерной и решила, не слушая других, схватить еще одну наживу.

Но умная собачка разгадала ее план и не успела птица взлететь, как осталась без хвоста.

С этого следует, что самый главный позитивный герой произведения была мудрой, предусмотрительной, шустрой.

Она не терпела нахальства, несправедливости и быстро «разбиралась» со своими обидчиками.

4. Что ты узнал о Выскочке? Какое чувство вызвала у тебя сорока? Случайно ли писатель так назвал её?

Главная отрицательная героиня данного произведения отличалась от своей стаи.

Она была норовистой, высокомерной, амбициозной, думала, что хитрее других, не умела действовать в команде.

У нее отсутствовала самокритика и чувство меры.

Птица вызывает насмешку, иронию, неуважение к излишней самонадеянности и глупости.

Такие черты обернулись для героини позором.

Именно поэтому Михаил Михайлович дал ей такую кличку.

Надеюсь, это стало для сороки хорошим уроком и она в дальнейшем научиться действовать сообща, прислушиваться к другим и правильно оценивать свои силы.

Эта ситуация - наглядный пример того, как бывает и в мире людей.

Поэтому каждый читатель должен извлечь с этого произведения мораль и не быть выскочкой.

Ведь такие люди не смогут добиться жизненных высот и постоянно будут объектом неуважения.

 

5. На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке? Какой момент в рассказе самый напряжённый? Почему ты так считаешь?

Сорока хотела украсть вторую кость, оказавшись самой хитрой и шустрой.

Но ей это не удалось.

Неумение действовать в команде обернулось птице болью и разочарованием.

Ведь собака оказалась умнее и притворилась, что не замечает норовистую воришку  – это и есть, на мой взгляд, самый напряженный момент.

Именно в эти минуты появляется непреодолимое желание узнать, что будет дальше, какой исход ждет эту историю.

А закончилось все так, как должно быть – сорока получила по заслугам: схватила добычу (опять же это было напряженное действие) и… не успела взлететь.

В итоге, птица обрела не кость, а позор и лишилась хвоста.

6. Как рассказчик относится к Вьюшке и Выскочке: с любовью, юмором, насмешкой, нежностью, состраданием? Объясни.

К своей верной собаке автор относится с нежностью, теплом, любовью, состраданием из-за того, что у нее унесли заслуженную кость.

Он восхищается Вьюшкой, как верной, умной, надежной.

Ведь ей всегда можно было довериться и спокойно оставить охранять дом.

А с сороки рассказчик насмехается, относится к ней с юмором.

Ведь она из-за своего скверного характера сама же сделала себе беду.

Возможно, у него есть и сострадание к птице, ведь та осталась неполноценным созданием, но это произошло заслужено.

7. Почему история, которую рассказал Пришвин, закончилась таким образом? Придумай другой конец. Запиши план рассказа в «Рабочую тетрадь».

Ответы к разделу "Природа и мы" в рабочей тетради на стр. 75 - 82.

Пример читательского дневника по рассказу М. М. Пришвина " Выскочка".