Проверим себя и оценим свои достижения стр 142

1. Какое название ты бы дал этому разделу? Почему? Что объединяет произведения, включённые в него?

Каждый поэт, творения которого были включены в данный раздел, пишет о любви к своей родной земле, к Родине.

Каждое произведение, каждая их строка «пропитаны» гордостью, трепетом, нежностью, а иногда и состраданием.

Читая такие стихотворения, и самого берет гордость за родную страну, пробуждается патриотизм.

На мой взгляд, этот раздел можно озаглавить следующими вариантами: «Любовь к Родине», «Гордость за Родину», «Красота родных земель», «Родной край: красота и героизм».

2. Перечитай стихотворения о Родине Жигулина и Никитина. Одинаковые ли картины мы видим? Найдите подтверждение в тексте.

Читая эти произведения, воображение рисует отличающиеся картины.

Никитин делает упор на героическую сторону своей страны, говорит о ее победах и сам готов отдать за нее жизнь.

"...На полях свих,

Под курганами,

Положила ты

Татар полчища..."

Жигулин же основывается на внешних красотах.

Он говорит не о народе, а о природе; не о войнах, а о душевном умиротворении.

"...Твои просёлки, перелески –

Всё, что без памяти люблю..."

Поэтому для меня это два совсем разных стихотворения.

Их объединяет только тема.

3. Найди рифмующиеся слова в произведении Никитина.

Можешь ли ты сказать, что прочитал стихотворение? Объясни. В чём особенность этого стихотворного текста? Зачем автор использует этот приём? Чего он достигает?

Указанный поэт использует особый тип рифмы – ударные и безударные слоги чередуются, а вот рифм как таковых в конце слогов нет.

Такая особенность характерна для фольклорных творений: былин, песен, сказаний.

Я думаю, что таким образом автор решил добиться максимальной простоты текста и приближенности к народным былинам.

Как по мне, такой текст читается по-особому, не похож на другие авторские произведения, отличается от тех, что есть в данном разделе.

4. Какие произведения Никитина ты читал раньше?

О чём пишет поэт? С каким настроением, чувством? Какое из произведений можно включить в данный раздел? Почему ты так считаешь?

Я знаком со следующими творениями Ивана Саввича: «Жизнь» (стихотворение начинается рассказом о молодых годах, затем описывается их развитие и делаются очень мудрые выводы),

«Могила» (короткое, проникновенное стихотворение – обращение к Богу),

«Перемена» (здесь есть и горечь, и воспоминания, и признания – множество чувств в небольшом произведении),

«Тяжкий крест несем мы, братья» (грустное стихотворение о бедах Руси),

«Юг и Север» (в стихотворении преобладают чувства восторга, гордости за Русь; автор интересным образом описывает все ее красоты).

В раздел я бы добавил «Юг и Север».

Это произведение мне очень понравилось, запомнился принцип подачи информации автором: сначала он детально описывает восхищение и лишь потом указывает источник этого восторга – Русь.

5. С одинаковым ли чувством пишут авторы о Родине? Объясни свою точку зрения.

На мой взгляд, все авторы испытывали чувство гордости и восхищения.

Но источником этого могли быть разные вещи, что воплощены в Родине: у кого-то красота, неповторимость; у кого-то непобедимость, героизм.

Поэты любят Родину и прославляют ее.

6. Близки ли тебе мысли и чувства поэтов, чьи произведения ты прочитал в этом разделе? Почему?

Я очень люблю природу родного края, поэтому, как и поэты, восхищаюсь ею.

Зная героические подвиги предков, я горжусь ими, как настоящими патриотами России.

Родина – это часть меня, поэтому я не могу не любить ее.

7. Как бы ты рассказал о своей Родине? Какое отношение к ней можешь выразить?

Опиши свой город, место, где ты живёшь. Знаешь ли ты свою родословную? Воевал ли твой прадед? Расскажи, почему ты гордишься своей Родиной.

Моя Родина – могучая Россия, которая у меня в сердце и душе.

Вся она неотразима: и природа, и люди, и культурное наследие страны.

Рассказывая о ней, нельзя не вспомнить о героическом народе, о творчестве русских писателей, поэтов, художников, архитекторов.

К тому же, Россия является источником залежей многих ценных ресурсов.

Ее любят и ею восхищаются не только граждане, но и туристы, которые с радостью приезжают сюда из других стран.

О родословной и родном городе следует написать самостоятельно.

Например: Я живу в Подмосковье. Здесь очень теплое, красочное лето и умеренно холодная зима с белоснежными сугробами.

Также я очень люблю осеннюю пору, когда все деревья укутаны в золотые одеяния.

Воздух наполнен легкой прохладой, приятной и чистой.

Иногда прокапывает мелкий дождик, а иногда землю поражает безумно сильный ливень.

Птицы притихают, а насекомые пропадают.

А, небо! Небо необыкновенное.

Я люблю сидеть и наблюдать за тучками, такими веселыми и похожими на милых зверюшек.

А еще мне нравится весна.

То время, когда трава уже покрыла земное пространство.

Люблю в это время ездить с родителями на природу.

Полевые цветы, поющие птички, цветные бабочки – все поражает своей красотой.

Ответы на вопросы учебника литературное чтение Климанова, Горецкий 4 класс 2 часть. Проверим себя и оценим свои достижения стр. 142