Сказка о жабе и розе стр. 178 — 179
Что позволило Гаршину назвать свою историю сказкой? Что в ней сказочного?
Эта история в некотором смысле может быть реальной.
Но всё же, часть её героев наделены человеческими качествами, возможностью говорить и думать.
В произведении роза и жаба умеют мыслить, понимать и бояться.
В жизни вряд ли роза и жаба могут разговаривать и чувствовать.
И, конечно, же жабы не едят цветы.
Всё это создано для того, чтобы ещё ярче и понятней донести до читателя главную мысль.
2. Проследи, как автор описывает внешний вид розы. Какие выразительные слова он для этого использует? А как Гаршин изображает жабу?
Роза распустилась в уже заброшенном цветнике.
Однако от этого он не стал хуже.
Автор описывает множество растений, которые там находятся.
Однако всё внимание сосредоточено на одном нежном и удивительном цветке — розе.
Она была прекрасной.
На её тонких, почти прозрачных лепестках, лежали несколько капель росы.
Она будто плакала от счастья.
Кроме этого, лёгкий ветерок разносил по всему двору её бархатистый сладкий аромат.
Жабу автор описывает прямо противоположно.
Она совсем не милая, наоборот, жирная и старая.
Её грязные бока, бородавчатое брюхо и серая лапа создают очень неприятное впечатление.
К тому же она ленивая и сердитая.
3. Какими чувствами наделяет писатель розу и жабу? Почему жаба хотела уничтожить розу?
Розу автор описывает как утончённую и очаровательную.
Она хотела знать, каково её место в этом мире, зачем она распустилась.
Наблюдая за птицами и бабочками, ей тоже хотелось улететь куда-то далеко.
Жаба сразу вызывает негативные эмоции.
Автор изображает её ленивой и безобразной.
Мало того что её существование бесполезно, так она ещё и вредит окружающим.
Она решила съесть цветок.
Главными качествами, которым обладает жаба — злость и враждебность.
Она совсем не умеет радоваться, только всё время недовольна.
4. Можем ли мы сказать, что жаба и роза противопоставляются друг другу? Объясни. Приведи примеры из текста.
Да, это так.
Они полная противоположность друг другу, начиная от вида, заканчивая внутренним миром.
Что касается внешних качеств, роза утончённая и изящная, а жаба выглядит уродливо и безобразно.
Описывая розу, автор говорит, что если бы она умела плакать, то плакала от счастья.
…можно было и издали любоваться её тёмною зеленью, особенно когда эта зелень служила фоном для нежного и роскошного бледного цветка розы.
Она распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок.
Роза точно плакала.
Но вокруг неё всё было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, пронизавшего её тонкие лепестки розовым светом;
в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить.
У жабы же, напротив, серо-грязное толстое тело, неприятные глаза и лапы.
Они противопоставляются не только внешне, но и внутренне.
А внизу, между корнями куста, на сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная старая жаба, которая поохотилась целую ночь за червяками и мошками и под утро уселась отдыхать от трудов, выбрав местечко потенистее и посырее.
Она сидела, закрыв перепонками свои жабьи глаза, и едва заметно дышала, раздувая грязно-серые бородавчатые и липкие бока и отставив одну безобразную лапу в сторону: ей было лень подвинуть её к брюху.
Она не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде; она уже наелась и собралась отдыхать.
Роза добрая и душевная, а жаба приземлённая, сердитая и раздражённая.
5. Что ты можешь сказать о характере мальчика? А как о нём говорит автор?
Прочитай, как он относится к герою: с любовью, состраданием, нежностью, безразличием, равнодушием, презрением, юмором?
Мальчику семь лет, и он очень добрый и любознательный.
Оказывается, этот цветник его, потому что в этот двор уже много времени никто не заходит.
Когда он увидел ежа, он очень обрадовался и сразу принёс ему молока.
Ёж и другие животные любили мальчика, и не боялись его.
У него был спокойный, дружелюбный характер.
Автор с большим теплом описывает главного героя.
Создаётся впечатление, что это действительно хороший человек, миролюбивый и мягкосердечный.
Когда он начинает болеть, автор вместе с читателем сопереживает ему и его сестре.
Становится очень жаль его, такого маленького и хрупкого.
6. Обсудите с другом, почему писатель объединил в своей сказке истории розы и мальчика. Что их сближает?
Мальчик и роза очень похожи.
Они даже внешне отдалённо напоминают друг друга.
Вдвоём одинаково утончённые и нежные.
Что касается характера, то здесь тоже есть сходство.
И мальчик, и роза умеют радоваться каждому моменту в жизни.
Они добрые и хорошие.
Их жизненные истории близки.
Автор говорит, что роза цветёт совсем недолго.
На третий день она осыпается и вянет.
К сожалению, у маленького мальчика, равно как и у розы, недолгая жизнь.
Он болеет, и, вероятно, долго не проживёт.
Практически во всём эти печальные истории сходятся.
7. Каким настроением проникнуто произведение Гаршина: радостью, отчаянием, безысходностью, весельем, печалью, светлой грустью?
Читая сказку, невольно проникаешься всей историей, начинаешь сопереживать главным героям, появляется нелюбовь к жабе.
В тексте много прекрасного, и столько же и печального.
Из этого состоит жизнь.
Когда всё кажется грустным и горестным, важно находить светлые лучики и радоваться им.
Поэтому хоть в тексте и присутствуют печаль, страх и тоска, тонкой нитью сквозь всё произведение проходит свет.
Свет и теплота чувствуются на строках рассказа.
Поэтому после прочтения остаётся светлая грусть.
8. Определи основную мысль произведения. Объясни свою точку зрения. Запиши её в «Рабочую тетрадь».
Главная задумка, которую хотел донести автор — это то, что у каждого в жизни есть предназначение.
В каждом жизни должен быть смысл и цель.
И даже если, на первый взгляд, всё плохо и грустно, важно настраиваться на хорошее.
Маленькая роза смогла принести столько счастья.
Это её главное предназначение.
Поэтому важно понимать, что малейший поступок, который, на первый взгляд, кажется пустяком, оказывается очень важным.
Нужно найти своё место в жизни, не забывать помогать окружающим, и радоваться каждому мигу в жизни.
9. Обсудите с друзьями, можно ли дать «Сказке о жабе и розе» другое название: «История, которую поведал высушенный цветок розы», «Последняя весна», «Брат и сестра», «Угасающая жизнь»? Объясните свой выбор.
Эти названия, на первый взгляд, полностью подходят.
Однако назвать произведение «Брат и сестра» было бы не совсем правильно.
Всё потому, что роза играет очень важную роль, ею нельзя так пренебрегать.
Мне по душе первое название «История, который поведал высушенный цветок розы».
Он наиболее полно описывает то, что происходит в сказке.
Однако подходит и последнее название.
Угасающая жизнь звучит в настроение произведения и событиям, которые там происходят.
Тем не менее автор выбрал своё название, простое и вполне понятное.
10. Найдите в библиотеке сборник рассказов для детей В. Гаршина. Какие другие произведения вошли в него? Составьте список произведений Гаршина.
Всеволод Гаршин очень талантливый писатель, многие его произведения полюбились юным читателям.
Всё потому, что каждая сказка по-своему уникальна и интересна.
Наиболее узнаваемые и любимые — «Лягушка-путешественница» и «Сказка о жабе и розе».
Ещё в числе произведений: «Сказание о гордом Аггее», «То, чего не было» и «Attaleaprinceps».
По этим рассказам созданы мультфильмы и поставлены спектакли.
Подсказка:
- Читательский дневник «Сказка о жабе и розе»
- В рабочей тетради 4 класс раздел «Литературные сказки» стр. 44 — 51
- Краткая биография Всеволода Гаршина для презентации
________