Сказка о жабе и розе стр. 178 - 179

Что позволило Гаршину назвать свою историю сказкой? Что в ней сказочного?

Эта история в некотором смысле может быть реальной.

Но все же, часть ее героев наделены человеческими качествами, возможностью говорить и думать.

В произведении роза и жаба умеют мыслить, понимать и бояться.

В жизни вряд ли роза и жаба могут разговаривать и чувствовать.

И, конечно, же жабы не едят цветы.

Все это создано для того, чтобы еще ярче и понятней донести до читателя главную мысль.

2. Проследи, как автор описывает внешний вид розы. Какие выразительные слова он для этого использует? А как Гаршин изображает жабу?

Роза распустилась в уже заброшенном цветнике.

Однако от этого он не стал хуже.

Автор описывает множество растений, которые там находятся.

Однако все внимание сосредоточено на одном нежном и удивительном цветке - розе.

Она была прекрасной.

На ее тонких, почти прозрачных лепестках, лежали несколько капель росы.

Она будто плакала от счастья.

Кроме этого, легкий ветерок разносил по всему двору ее бархатистый сладкий аромат.

Жабу автор описывает прямо противоположно.

Она совсем не милая, наоборот, жирная и старая.

Ее грязные бока, бородавчатое брюхо и серая лапа создают очень неприятное впечатление.

К тому же, она все ленивая и сердитая.

3. Какими чувствами наделяет писатель розу и жабу? Почему жаба хотела уничтожить розу?

Розу автор описывает как утонченную и очаровательную.

Она хотела знать, каково ее место в этом мире, зачем она распустилась.

Наблюдая за птицами и бабочками, ей тоже хотелось улететь куда-то далеко.

Жаба сразу вызывает негативные эмоции.

Автор изображает ее ленивой и безобразной.

Мало того, что ее существование бесполезно, так она еще и вредит окружающим.

Она решила съесть цветок.

Главными качествами, которым обладает жаба - злость и враждебность.

Она совсем не умеет радоваться, только все время недовольна.

4. Можем ли мы сказать , что жаба и роза противопоставляются друг другу? Объясни. Приведи примеры из текста.

Да, это так.

Они полная противоположность друг другу, начиная от вида, заканчивая внутренним миром.

Что касается внешних качеств, роза утонченная и изящная, а жаба выглядит уродливо и безобразно.

Описывая розу, автор говорит, что если б она умела плакать, то плакала от счастья.

У жабы же напротив серо-грязное толстое тело, неприятные глаза и лапы.

Они противопоставляются не только внешне, но и внутренне.

Роза добрая и душевная, а жаба приземленная, сердитая и раздраженная.

5. Что ты можешь сказать о характере мальчика? А как о нем говорит автор?

Прочитай, как он относится к герою: с любовью, состраданием, нежностью, безразличием, равнодушием, презрением, юмором?

Мальчику семь лет, и он очень добрый и любознательный.

Оказывается, этот цветник его, потому что в этот двор уже много времени никто не заходит.

Когда он увидел ежа, он очень обрадовался и сразу принес ему молока.

Еж и другие животные любили мальчика, и не боялись его.

У него был спокойный, дружелюбный характер.

Автор с большим теплом описывает главного героя.

Создаётся впечатление, что это действительно хороший человек, миролюбивый и мягкосердечный.

Когда он начинает болеть, автор вместе с читателем сопереживает ему и его сестре.

Становится очень жаль его, такого маленького и хрупкого.

6. Обсудите с другом, почему писатель объединил в своей сказке истории розы и мальчика. Что их сближает?

Мальчик и роза очень похожи.

Они даже внешне отдаленно напоминают друг друга.

Вдвоём одинаково утонченные и нежные.

Что касается характера, то тут тоже есть сходство.

И мальчик, и роза умеют радоваться каждому моменту в жизни.

Они добрые и хорошие.

Их жизненные истории близки.

Автор говорит, что роза цветет совсем недолго.

На третий день она осыпается и вянет.

К сожалению, у маленького мальчика, ровно, как и у розы, недолгая жизнь.

Он болеет, и вероятно, долго не проживет.

Практически во всем эти печальные истории сходятся.

7. Каким настроением проникнуто произведение Гаршина: радостью, отчаянием, безысходностью , весельем , печалью, светлой грустью?

Читая сказку, невольно проникаешься всей историей, начинаешь сопереживать главным героям, появляется нелюбовь к жабе.

В тексте много прекрасного, и столько же и печального.

Из этого состоит жизнь.

Когда все кажется грустным и горестным, важно находить светлые лучики и радоваться им.

Поэтому хоть в тексте и присутствуют печаль, страх и тоска, тонкой нитью сквозь все произведение проходит свет.

Свет и теплота чувствуются на строках рассказа.

Поэтому после прочтения остается светлая грусть.

8. Определи основную мысль произведения. Объясни свою точку зрения. Запиши ее в "Рабочую тетрадь".

Главная задумка, которую хотел донести автор это то, что у каждого в жизни есть предназначение.

В каждом жизни должен быть смысл и цель.

И даже если на первый взгляд все плохо и грустно, важно настраиваться на хорошее.

Маленькая роза смогла принести столько счастья.

Это ее главное предназначение.

Поэтому важно понимать, что малейший поступок, который на первый взгляд кажется пустяком, оказывается очень важным.

Нужно найти свое место в жизни, не забывать помогать окружающим, и радоваться каждому мигу в жизни.

9. Обсудите с друзьями, можно ли дать «Сказке о жабе и розе» другое название: «История, которую поведал высушенный цветок розы», «Последняя весна», «Брат и сестра», «Угасающая жизнь»? Объясните свой выбор.

Эти названия на первый взгляд полностью подходят.

Однако назвать произведение “Брат и сестра” было бы не совсем правильно.

Все потому, что роза играет очень важную роль, ею нельзя так пренебрегать.

Мне по душе первое название: “История, который поведал высушенный цветок розы”.

Он наиболее полно описывает то, что происходит в сказке.

Однако подходит и последнее название.

Угасающая жизнь звучит в настроение произведения и событиям, которые там происходят.

Тем не менее, автор выбрал свое название, простое и вполне понятное.

10. Найдите в библиотеке сборник рассказов для детей В. Гаршина. Какие другие произведения вошли в него? Составьте список произведений Гаршина.

Всеволод Гаршин очень талантливый писатель, многие его произведения полюбились юным читателям.

Все потому, что каждая сказка по-своему уникальна и интересна.

Наиболее узнаваемые и любимые - “Лягушка-путешественница” и “Сказка о жабе и розе”.

Еще в числе произведений: «Сказание о гордомАггее», «То, чего не было» и «Attaleaprinceps».

По этим рассказам созданы мультфильмы и поставлены спектакли.

Ответы на вопросы учебника литературное чтение Климанова, Горецкий 4 класс 1 часть. В. М. Гаршин "Сказка о жабе и розе" стр. 178 - 179