1. Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой?
Потому что в произведении Пушкина присутствуют все признаки сказки:
1) Сказочный, вымышленный мир, не имеющий сходства с реальным миром.
2) Нет границ пространства и времени — тридесятое царство, долго ли коротко и тому подобное.
3) Троекратные повторы
4) Присутствие волшебных предметов — помощников.
2. Кто главные героини пушкинского произведения? Расскажи о них.
Главные герои сказки — это царица — мачеха, царевна, королевич Елисей и семь богатырей.
Царицу мачеху Пушкин описывает как высокую, стройную и красивую женщину.
Только характер у неё не под стать внешности.
Она завистливая, жадная, гордая, жестокая и своенравная женщина.
Она хочет быть первой и ради этого готова уничтожить всё, что ей мешает.
Царевна же наоборот — кроткая, милая, добрая, красивая и заботливая девушка.
Королевич Елисей — это храбрый и мужественных молодой человек, способный на подвиг ради любимой девушки.
То же можно сказать о семи богатырях, которые помогли девушке, попавшей в беду.
3. Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням. Почему вы так думаете?
Автор по-разному относится к своим героям.
Он хвалит царицу за ум и красоту, но осуждает за гордость, гневливость и своенравие (см. стр. 71).
При этом Пушкин восхищается душевными качествами и красотой молодой царевны (см. стр. 71, 74,77), хозяйскими навыками девушки (стр. 78), её преданностью своему жениху (стр. 79) и немного грустит, когда молодая красавица засыпает вечным сном (стр. 85).
4. Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру.
Обращение Елисея к солнцу, месяцу и ветру можно прочитать на стр. 86 и 87 учебника.
Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы Елисею? Почему?
* * *
Солнце: Свет наш солнышко! Всех нас видишь пред собой!
Месяц: Месяц, месяц, мой дружок!, Позолоченный рожок!
Ветер: Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч!
* * *
По обращению королевича Елисея к солнцу, месяцу и ветру, можно сказать, что герой уважает природные стихии, считает их очень могущественными и просит помочь ему.
Ответы солнышка, месяца и ветра можно прочитать с помощью повествовательной интонации, так как они спокойно рассказывают королевичу о том, что видели и знают.
5. Раздели сказку на части, озаглавь их. Устно сделай иллюстрации к каждой части.
1) Смерть царицы и рождение царевны;
2) Новая царица;
3) Волшебное зеркальце;
4) Молодая царевна и её жених Елисей;
5) Приказ царицы погубить молодую царевну;
6) Царевна осталась одна в лесу;
7) Царевна нашла в лесу дом семи богатырей;
8) Жизнь молодой царевны у семи богатырей;
9) Зеркальце говорит царице, что царевна жива;
10) Посланница с отравленным яблоком;
11) Молодая царевна в хрустальном гробу;
12) Королевич Елисей ищет свою любимую;
13) Елисей разбудил поцелуем мёртвую царевну;
14) Смерть злой царицы
15) Свадебный пир царевны и королевича Елисея.
6. Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план ты составишь. Запиши его в «Рабочую тетрадь».
7. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются? Обсудите с другом.
У народной и пушкинской сказки много общего — это троекратные повторы, присказка, зачин, сюжет, стиль повествования и народная лексика.
Отличие состоит в стихотворной форме произведений, сложной композиции и поэтических эпитетах, присущих автору.
8. Что хотел сказать поэт читателям, создав сказку о мёртвой царевне и семи богатырях?
Думаю, Пушкин говорит читателям в своей сказке, что добро всегда победит зло, так как оно сильнее.
Ведь доброта, честность, мужество всегда побеждают злобу и коварство. А справедливость рано или поздно обязательно восторжествует!
И также важная мысль поэта состоит в том, что нельзя сдаваться, нужно просить помощи и идти за своей мечтой.
Тогда будет хорошо.