Пушкин А.С. стр. 67 - 68

Стихотворение "Няне" стр. 67

1. Как Пушкин относится к своей няне? Какие слова помогают нам понять её чувства к поэту?

Александр Сергеевич с большой теплотой и любовью относится к своей  няне.

Поэт называет Голубка дряхлая моя, Подруга дней моих суровых.

В стихотворении он описывает чувства няни такими словами: ждешь, горюешь, глядишь, теснит тоска и забота.

2. С какой интонацией ты прочитаешь это произведение? Почему? Обоснуй свой выбор.

Чувства поэта к няне передаются грустной интонацией, так как Пушкин, видимо, тоже скучает по няне.

Стихотворение" Тучи" стр. 67

1. Как Пушкину удаётся показать, что пора ненастья миновала? Какие слова он для этого выбирает?

Ясная лазурь, ликующий день,  а также последние строки стихотворения:

"И ветер лаская, листочки древес, тебя с успокоенных гонит небес..."

2. Можно ли сказать, что поэт ведёт воображаемый диалог с тучей? Объясни.

Да, действительно, можно утверждать, что в своем произведении Пушкин ведет воображаемой разговор с тучей.

Поэт своими строками в стихотворении  обращается именно к ней.

3. Какое настроение вызывает у тебя прочитанное стихотворение?

Стихотворение "Тучи" вызывает у меня приподнятое и радостное настроение, так как прочитав его, понимаешь, что гроза уже прошла и наступил погожий денек.

Стихотворение " Унылая пора! Очей очарованье! стр. 68

1. Какие картины осени рисует поэт? Как помогают изобразить осеннюю пору подчёркнутые строчки?

Унылая пора — все вокруг готовится к зиме, падают листочки с веток, дождик идет каждый день, тучами заволокло все небо.

Очей очарованье — листья и трава окрасились в яркие краски (багрец и золото).

Пышное природы увяданье — несмотря на увяданье, все вокруг раскрасилось в яркие краски и это очень красиво.

2. Какие чувства вызывают у тебя картины осени, нарисованные А. С. Пушкиным? Подготовься к выразительному чтению стихотворения.

Я чувствую грусть из-за уходящего лета.

Солнышко все еще светит, но уже не греет.

Небо затянуло тучами, часто моросит дождь.

Но когда я вижу осенние наряды деревьев и кустов, то испытываю настоящее восхищение от осени.

Она настоящая художница.

3. Подумай, какие слова нужно выделить голосом особо; где следует сделать паузу; какой темп и тон, какая интонация будут соответствовать содержанию произведения, помогут передать чувства и настроение поэта.

Унылая пора! Очей очарованье! — выделить голосом, (темп/тон – нормальный, восхищенный).

Приятна мне твоя прощальная краса — (пауза), (темп/тон – нормальный, сообщающий и радостный).

Люблю я пышное природы увяданье, (темп/тон – медленный, сообщающий)

В багрец и в золото одетые леса, (пауза) (темп/тон – медленный, сообщающий) 

В их сенях ветра шум и свежее дыханье, (темп/тон – нормальный, сообщающий)

И мглой волнистою покрыты небеса, (темп/тон – нормальный, сообщающий)

И редкий солнца луч, (пауза) и первые морозы, (темп/тон – медленный, сообщающий)

И отдаленные седой зимы угрозы. (темп/тон – нормальный, сообщающий)

4. Рассмотри репродукции картин. Как художники изображают осеннюю пору? Составь рассказ и запиши его план в "Рабочую тетрадь".

Рассказ по картине художника В. Поленова "Золотая осень".

Живописец на этой картине изобразил осеннюю красоту русской земли.

Как будто художник стоит на высоком холме, а перед ним открывается красочный пейзаж осеннего погожего денька.

На переднем плане как ниточка, тянется  тропинка, идущая далеко в лес.

Огромная, широкая река тихо течет вдаль, а по ее берегам раскинулись еще зеленые луга, слегка позолоченные первой опавшей листвой  в нескольких местах.

Художник использует яркие краски для изображения берез, широкого, раскидистого дуба и берегов, заросших густой травой.

Это палитра  - от мягкого охристого до торжественно золотого цвета.

На картине изображены крупные и мелкие вкрапления темно- и ярко-зеленого цвета - это огромный дуб, кое - где кусты и маленькие елочки в лесу.

Интересно написана трава, есть ощущение солнечных бликов, но как-то ярко они не прорисованы.

Василию Дмитриевичу Поленову удалось передать все краски, а главное - ощущение приближающейся осени.

Смотришь на картину и понимаешь, что скоро солнце затянет тучами, листья на деревьях пожелтеют до золотого и облетят.

Только елочки останутся в своем неизменном зеленом наряде встречать суровую русскую зиму.

Рассказ по картине художника И. Левитана "Вечерний звон".

Художник очень любопытно описал осеннее настроение природы в конце лета.

Ведь мы видим, что на картине изображены еще зеленые деревья, возле речки растет зеленая трава, но почему-то есть ощущение приближающегося холода.

Эти чувства рождаются при виде немного позолоченных крон лесных деревьев.

На полотне просматриваются три плана - это тропинка к реке и лодочнику на переднем плане, широкой реке, занимающей центральную часть картины и  монастырю, освещенному последними лучами заходящего солнца на заднем плане.

Исааку Ильичу Левитану удалось передать красоту уходящего лета и приближающей осени на своем полотне.

Но художник не ограничился этим - на картине также можно увидеть духовное возрождение русской земли.

Оно изображено в пышно цветущей зелени возле храма, а также паломниками, тихо плывущими на лодочке к монастырю.

Живописец изобразил храм в солнечных лучах, как маяк для души русского человека.

5. Сравни с тем, как это делает Пушкин в своём стихотворении. Расскажи.

Поэт в своем стихотворении также описывает очарование приближающейся осенней поры.

Мы читаем строки и представляем деревья в золотом убранстве, но ощущение увядания не покидает нас.

Мы знаем, что лето уже закончилось, пришла осенняя пора и уже совсем скоро потянет холодом.

6. Подумай, как удалось художникам передать своё отношение к осенней поре. Совпадает ли оно с отношением Пушкина? Объясни.

Две представленные картины не одинаково отражают наступление осени.

Если Поленов рисует уже свершившийся факт осеннего убранства природы, то Левитан описывает только приближение осенней поры.

На его картине еще буйствует зелень, а на полотне Поленова много золота в осеннем убранстве деревьев.

Думаю, что картина Василия Дмитрия Поленова более полно отражает отношение Пушкина к осенней поре, чем полотно Исаака Левитана "Вечерний звон".

Ответы на вопросы учебника литературное чтение Климанова, Горецкий 4 класс 1 часть. Александр Сергеевич Пушкин стр. 67 - 68