Проверим себя стр. 33 - 34

1. С какими произведениями ты познакомился в данном разделе? Какое из них тебе особенно запомнилось? Почему?

В разделе «Летопись, Былины, Жития» я познакомился со следующими произведениями:

1. летопись «Житие Сергия Радонежского»;

2. стихотворный текст былины «Ильины три поездочки»;

3. былина «Три поездки Ильи Муромца»;

4. летопись «И вспомнил Олег коня своего...»;

5. летопись «И повесил Олег щит свой на воротах Царьграда...».

Больше всего мне понравился фрагмент летописи о житие Сергия Радонежского.

Особенно интересно было читать о благословении святого старца на Куликовскую битву князя Дмитрия Донского.

Предсказание русского провидца сбылось, и русский народ под предводительством князя согнал завоевателей Золотой Орды с русской земли.

2. Вспомни, что ты знаешь о русских народных волшебных сказках. Чем похожи сказки и былина об Илье Муромце? А чем они, по твоему мнению, различаются? Для ответа используй определение.

О русских народных волшебных сказках я знаю то, что они рассказывают о подвиге и храбрости героя сказки.

Былина и сказка схожи тем, что рассказывают о мужестве и победе главных героев в борьбе со злом.

Отличие в том, что в сказке используется вымышленный сюжет и волшебная сила для помощи герою, а в былине рассказывают о том, что было в действительности.

Ведь герои былин жили когда-то на русской земле и побеждали врагов, но им помогали реальные качества характера: смелость, благородство, сила и справедливость.

3. Рассмотри репродукцию картины Васнецова «Богатыри» на с. 34. Определи, кто здесь Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Как изобразил их художник? Совпадает ли образ Ильи Муромца с тем, который ты мысленно представлял себе, читая былину?

Виктор Михайлович Васнецов на своей картине «Три богатыря» изобразил богатырей смелыми, сильными и величественными.

Когда я читал былину, то представлял богатырей именно такими.

Поэтому мне очень легко было определить богатырей на картине: Илья Муромец восседает на чёрном коне, и находится в центре, Добрыня Никитич слева от Ильи Муромца на белом коне, а Алёша Попович справа на рыжем жеребце.

4. Расскажи о герое, который тебе понравился.

Мне больше всего понравился Илья Муромец.

План рассказа об Илье Муромце для 4 класса:

1. Богатырь на перекрёстке трёх дорог.

2. Встреча с разбойниками.

3. Встреча со злой королевной.

4. Клад под камнем.

5. Добрые дела Ильи Муромца для людей.

Готовый рассказ об Илье Муромце для 4 класса

Выйдя на богатырский дозор, Илья Муромец увидел волшебный камень на перекрёстке трёх дорог.

На нём было три надписи: «Прямо ехать — убитому быть!»

Влево ехать — женатому быть!

Вправо ехать — богатому быть!

Всё судьбой сие предписано!

Решил поехать богатырь прямо, смерти в глаза посмотреть, и увидел злых разбойников.

Разбойники хотели ограбить и убить богатыря.

Но не тут-то было.

Илья Муромец сразился и победил разбойников.

Очистив дорогу для людей, богатырь вернулся опять к камню судьбы.

В следующую дорогу Илья Муромец поехал влево.

Там встретил коварную королевну, она заманивала царевичей и королевичей в ловушку.

Богатырь понял намерения королевны и посадил её саму в эту ловушку, а людей выпустил.

Подъехав в третий раз к судьбоносному камню, Илья поднатужился и сдвинул его с места.

Под камнем оказалось много сокровищ, которые богатырь отдал на служение людям.

Илья Муромец построил на эти деньги три церкви в Киеве, а также помог всем вдовам и сиротам в городе.

___

5. Объясни своими словами, что такое летопись. Откуда появилось это название? Зачем создавались летописи?

Летопись — это жанр древнерусской литературы, ежегодная подробная запись исторических событий.

Слово «летопись» обозначает «писать о летах, записывать события по годам», потому что летопись начиналась словами «в лето...», то есть в таком-то году.

Летописи создавались для того, чтобы последующие поколения узнали о событиях давно минувших дней с наибольшей точностью и подробностями, узнавали о тех людях, которые жили до них и совершали поступки.

Из этих поступков и складывается история народа.

6. Почему летописец посчитал важным сохранить память о князе Олеге?

Князь Олег принёс мир и процветание русской земле.

Своими военными походами и мудрыми решениями князь способствовал процветанию и развитию древнерусского государства.

7. Тебе уже известно, что летописи и жития записывались, а потом многократно переписывались от руки. Составь план и расскажи о рукописных книгах. Как ты озаглавишь свой рассказ? Почему?

План рассказа о рукописных книгах для 4 класса

1. Написание книг в древней Руси;

2. Перо, кисть и вязь в рукописных книгах;

3. Появление книжных лавок;

4. Как выглядела старинная рукописная книга;

5. Создание рукописной книги;

6. Первые библиотеки для книг;

7. История слова «лекция»

Рассказ о рукописных книгах для 4 класса.

В древней Руси переписывали первые книги монахи в монастырях.

Они писали каламом на «телятине» — так назывался древний пергамент.

Пергамент и каламы привозили из Византии, стоили они очень дорого.

Монах не только писал пером, но и рисовал кистью.

Кисть была нужна, чтобы разрисовать первые буквы абзаца.

Заглавия переписчик оформлял «вязью». 

Вязь — это тип письма, при котором буквы сплетаются в узор.

Прошло много сотен лет и на Руси появились наёмные писцы. Они также работали в монастырях, но писали рукописные книги за деньги, а не по велению души, как первые писцы.

Книг нужно было очень много, ведь в них хранились знания.

Стали появляться книжные лавки.

В книжной лавке можно было купить духовные книги, летописи, а также сборники рассказов.

Старинная рукописная книга выглядела очень помпезно.

Обложка книги была сделана из двух дощечек, обтянутых кожей, страницы плотно переплетались и сшивались крепкими нитками.

С внутренней стороны переплёт обшивался материей, для красоты и прочности. Чтобы уберечь обложку от царапин, на неё набивали медные бляшки — жуковины.

Книга застёгивалась на застёжку и была похожа на небольшой медный сундук.

Для богатых людей книги оформляли серебром, золотом и драгоценными камнями.

Для создания такой книги нужно было много работников.

Ориентировочно шесть или семь человек, а для книги на богатых ещё больше.

Один писал текст, другой рисовал начальные буквы и вязь, художник рисовал миниатюры, четвёртый выделывал кожу, а пятый полировал её, шестой проверял ошибки, а седьмой переплетал страницы.

А также в создании книги могли участвовать и ювелиры для создания обложек из золота и драгоценных камней.

Сейчас книги стоят недорого, и каждый может их купить.

А раньше покупка книги была выдающимся событием, ведь стоила она немало и мало кто её смог прочитать.

Для того чтобы все люди могли ознакомиться с книгами, создавались библиотеки.

В библиотеках книги приковывались к столам цепью, чтобы избежать кражи или утери ценного экземпляра.

В них работали люди, которые читали книги студентам, так как купить себе книгу было очень дорого.

Каждый из нас знает выражение «слушать лекции» или «читать лекции».

Эти выражения пришли с тех времён, когда в древних библиотеках ученикам читали книги чтецы.  

Слово «лекция» с латинского «чтение».  

8. Обратил ли ты внимание на то, что авторы летописи и жития не названы? Как ты думаешь, почему они не указаны? Приведи примеры произведений, в которых автор не указывается.

Так как летопись и жития являются пересказами исторических событий, то авторства у них не могло быть.

Их никто не придумывал, а только записывали устные пересказы из жизни святых или свидетелей исторических событий.

Автор не указан во всех произведениях раздела «Летописи, былины и жития».

9. Составьте с другом сообщение «Чем отличаются произведения устного народного творчества от авторских произведений». Какими новыми сведениями вы дополните свой рассказ?

Краткое сообщение «Отличия произведений устного народного творчества от авторских произведений» для 4 класса.

Произведения устного народного творчества создавались множеством авторов, так как они передавались из уст в уста множеством людей.

Эти сказания записывались писцами в монастырях.

Авторские произведения создавались авторами, это плод их фантазии. 

Такое произведение всегда имеет своего создателя, имя которого записано на обложке книги.

Главное отличие произведений устного народного творчества состоит во множестве вариантов.

В каждом монастыре могли записать летопись, житие или былину, так как услышали.

Авторские произведения неизменны, они переписываются точь-в-точь с первоисточника и узнаваемы по авторскому стилю.

Реклама

×