Проверим себя стр. 135 - 136

1. Какие стихотворения Пушкина о природе ты читал раньше? С какими познакомился в этом разделе? О каких временах года пишет поэт? Как ему удаётся передать красоту природы в разное время года? Расскажи.

Стихотворения: «Зимний вечер», «Буря», «Зимнее утро», «Зимняя дорога».

В этом разделе познакомились со стихами: «Туча», «Няне». 

В своих произведениях поэт описывает каждое время года - весну, лето, осень и зиму.

В описании каждого времени года Пушкин использует эпитеты, сравнения и определения.

Это помогает читателю услышать  в стихотворении красоту русской природы.

2. Знаешь ли ты какие-нибудь восточные сказки? Перескажи одну из них.

Мне нравиться несколько восточных сказок, одна из них Али - баба и сорок разбойников.

Пересказ восточной сказки "Али - баба и сорок разбойников" для 4 класса.

В одном персидском городе жили два брата Али - баба и Касим.

Касим торговал на базаре, и его дела шли в гору, он богател с каждым днем.

Так разбогател, что посватался к дочери судьи Фатиме и вскоре женился на ней.

Али - баба был бедным человеком и женился на бедной девушке по имени Зейнаб.

Чтобы не умереть с голоду Али - баба ходил далеко в горы за дровами.

А после, на своем ослике, он привозил дрова на базар и продавал их.

За эти гроши и жила его семья.

Как-то раз Али - баба пошел в очередной раз за дровами в горы и вдруг увидел мчавшихся всадников.

Их было сорок человек, не считая атамана.

Бедняк понял по их виду и мешкам, что это разбойники, которые хотят спрятать награбленное.

Он не захотел, чтобы разбойники увидели его, и спрятался на дерево от греха подальше.

Каково было его удивление, когда он увидел, что главарь разбойников подошел к высокой скале и обратившись к ней крикнул: "Сим - сим откройся!".

Но это было еще не все чудеса на сегодня.

Вдруг скала действительно открылась и в нее со всем добром поскакали разбойники.

Али - баба так испугался и удивился одновременно, что  просидел на дереве до того момента, когда опять скала открылась и выпустила разбойников.

Он увидел, что они уже ехали с пустыми мешками, а значит все что привезли, спрятали в скале.

Когда же все удалились, то Али - баба решил проверить, а сможет ли он заклинанием открыть эту скалу.

Он также проговорил волшебные слова и о! чудо - скала открылась перед ним.

Когда молодой человек зашел в пещеру, то сразу увидел, сколько добра там было спрятано.

Везде лежали золотые динары, посуда из золота, шелка и драгоценности.

Али - баба понял, что это награбленное богатство, но решил взять себе немного, так как совсем ничего не заработал в этом день.

Зейнаб очень волновалась, так как наступил вечер, а мужа все не было.

И когда он пришел с повозкой нагруженной дровами, то очень удивилась.

После того как семья вошла во двор, Али - баба показал Зейнаб золото которое он привез.

Девушка очень испугалась, что ее муж стал разбойником, но молодой человек  рассказа ей историю про волшебную пещеру.

Они вместе решили закопать золото, чтобы никто не узнал о сокровище и не донес на них султану.

Ведь тогда придется говорить, где бедняк взял столько золота и конечно Али - бабу и Зейнаб сразу посадят в темницу.

Муж и жена закопали золото, но Зейнаб никак не могла успокоиться и решила пересчитать все монеты.

Считала и считала, но все сбивалась и не могла сосчитать.

Тут девушке пришла мысль о том, что золото можно померить. 

Зейнаб пошла к Фатиме, жене Касима, за посудой.

Фатима дала ей посуду, но схитрила, намазав дно горшочка медом.

Она решила узнать, что же будет мерить эта оборванка, если у них в доме ничего нет.

Зейнаб не раскусила ловушку невестки и когда мерила золото, не заметила, что к дну горшочка прилип золотой динар.

И так и отдала посуду.

Фатима же увидев золотую монету, приклеившуюся к горшочку, позвала мужа и рассказала об этом.

Касим и Фатима решила любым способом отобрать деньги у своего бедного брата, и Касим отправился к нему домой.

Когда Касим увидел Али - бабу, сразу закатил ему целый скандал, требуя сказать, откуда у него богатство.  

Молодой человек рассказал ему и попросил вместе разделить эти сокровища, но Касим решил забрать все богатство себе.

Он вынудил Али - бабу рассказать волшебное слово, грозя карой султана.

Куда ему было деваться? Али - баба рассказа все, что знал.

Касим быстро собрал повозки, нагрузил на них мешки для золота и отправился к пещере.

Зайдя в нее, его глаза загорелись от жадности, ведь сокровищ там было много.

Касим метался по пещере и грузил все, что попадется в свои мешки.

Когда же он решил уже выносить добро, то вдруг понял что забыл волшебное слово.

От отчаяния Касим называл одно слово за другим, но ничего не происходило.

Тогда Касим просто сел и заплакал на куче золота.

Он был в ловушке.

А тем временем к пещере подъехали разбойники и почуяли что-то неладное.

Вокруг пещеры они увидели множество повозок, которые как будто ждали кого-то.

Атаман сказал волшебное слово и пещера открылась.

Конечно, злой разбойник сразу убил Касима за такую наглость.

Прошло время, а Фатима все ждала своего мужа, но не дождалась.

Али - баба понимая, что раз Касима нет, то случилось какое- то несчастье, ночью отправился в пещеру.

Там увидел своего мертвого брата.

Али - баба, Зейнаб и Фатима поняли, что нельзя никому рассказывать как погиб Касим и решили просто похоронить его под выдуманным предлогом.

Со своей стороны Али - баба предложил переехать Фатиме в один дом и жить вместе, так как она осталась одна и боялась, что к ней придут разбойники.

Так стали они жить одной семьей.

Али - баба ходил тихонько в пещеру, выносил оттуда золотые и кормил за эти деньги свою семью и всех бедняков на улице.

В это время разбойники вновь вернулись в пещеру и увидели, что тела Касима нет.

Это означало, что есть еще кто-то, кто знает их секрет.

Конечно, они захотели расправиться с этим человеком.

Правдами и неправдами разбойники узнали адрес Али - бабы и пометили дом крестиком, чтобы найти его когда приедет за ним вся банда.

Но Маржана - служанка раскусила этот хитрый план и поставила точно такие крестики на всех домах этой улицы.

Не вышло ничего у разбойников, тогда за дело решил взяться атаман.

Атаман создал целый караван, спрятал своих разбойников в кувшины от масла и пришел проситься к Али - бабе на ночлег. 

Али - баба был человеком добрым и поэтому пустил чужеземца на ночь в свой дом.

Атаман уже был готов осуществить свой страшный план, он хотел ночью выпустить своих разбойников из кувшинов, чтобы они убили всю семью Али - бабы.

Но верная служанка Маржана узнала о предстоящей расправе и сама смогла убить всех разбойников, а после и атамана.

Али - баба, Фатима и Зейнаб узнав  истинную историю появления чужеземца, поблагодарили Маржану за спасение и приняли ее в свою семью как сестру.

И стали они все вместе жить - поживать и добро наживать.

3. Какие сказки Пушкина ты читал? Разгадай кроссворд. Объясни, как ты понимаешь слово-отгадку. Какую ... сказку ты прочитал в данном разделе?

Кроссворд "Какие сказки Пушкина ты читал?"

Правильный ответ: я прочитал прозаическую сказку в этом разделе.

4. Вспомни, что такое басня, в чём заключаются её особенности.

Басня - это стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера.

Особенность ее заключается в том, что говорится в ней о животных, а подразумеваются люди.

В басне обязательно есть мораль, то есть вывод - поучение из всего сказанного.

5. В чём необычность басен Толстого? Есть ли в них иносказательность? Какова мораль басен Толстого? Выражена ли она в его произведениях? Откуда мы можем узнать, что хотел сказать нам автор?

Басни Толстого написаны прозой, в них нет явной морали, нет окончательного вывода.

Вывод из басни читатели должны сделать сами.

О том, что хотел нам сказать автор, мы узнаем из всего контекста произведения, из всего сказанного.

6. Что сближает рассказы Толстого "Детство" и Чехова "Мальчики"? Чем они различаются? Обсудите с другом.

Эти произведения сближает то, что в них рассказывается о детстве главных героев, а различаются отношением автора к герою.

В рассказе "Детство" Толстой рассказывает о себе, делясь своими чувствами и переживаниями.  

А в рассказе "Мальчики" Чехов смеется над смешными усилиями мальчиков стать взрослыми и отправиться за золотом в Америку.

7. Какие произведения Толстого о детях ты читал раньше? Что общего между детьми — героями этих произведений? Почему автору важно рассказать о них и их жизни? Чему он хочет научить своих читателей?

Я читал рассказы Толстого "Прыжок", "Акула" и Филипок".

Герои этих рассказов совершали разные поступки, но вообще можно сказать, что они учатся жить, приобретают знания и опыт по мере своего взросления.

Автор хочет рассказать о жизни этих детей для того, чтобы читатель понял, что по мере взросления каждый ребенок сталкивается с  проблемами.

И в своих произведениях он учит, как справляться с жизненными трудностями, не сдаваться и искать выход из самого тяжелого положения.  

И тогда все закончиться хорошо, так как в рассказах великого русского писателя.

Какое произведение тебе особенно запомнилось? Составь план рассказа и перескажи его.

Мне понравился рассказ "Прыжок".

План для пересказа:

1) Палуба корабля

2) Забава обезьянки

3) Вдогонку за кривлякой

4) Мальчик на перекладине.

5) Решение капитана

6) Прыжок в море

7) Спасение сына капитана

Пересказ рассказа "Прыжок" для 4 класса

Корабль возвращался домой из кругосветного плавания.

Команда, пассажиры и сын капитана отдыхали на палубе.

На палубе появилась обезьяна.

Она смешила своими кривляньями зрителей.  

Вдруг обезьяна приблизилась к сыну капитана и сорвала с него шляпу.

Вместе со шляпой обезьяна полезла вверх по направлению к мачте.

Мальчику было около 12 лет и он совершил самый безрассудный поступок, который мог сделать.

Сын капитана полез за обезьяной на мачту вверх.

Зрители сначала смеялись, а потом поняли, что ребенок может в любой момент сорваться с перекладины и упасть на палубу.

Это верная смерть.

Все были в ужасе.

В этот момент на мостик вышел капитал с ружьем, пострелять уток и увидел своего сына в опасности.

Капитан не растерялся и приказал сыну прыгать в воду.

Мальчик послушался и прыгнул.

Матросы прыгнули за ним и вернули мальчика на палубу живого и невредимого.

Так капитан спас жизнь своего сына.

Ответы на вопросы учебника литературное чтение Климанова, Горецкий 4 класс 1 часть. Проверим себя и оценим свои достижения стр. 135 - 136