Были - небылицы стр 51 - 59

Можешь ли ты по названию догадаться, о чём пойдёт речь в этом разделе?

Судя с названия, мне кажется, что в разделе будет идти речь о выдуманных историях, которых на самом деле не было и не будет.

Как по-другому можно озаглавить этот раздел?

«Выдумки», «Придуманные истории», «Вымыслы»

Составь список книг, которые можно поместить на выставку "Были - небылицы".

М. Горький "Случай с Евсейкой"

В.Медведев «Грунькины были и небылицы»

Книга А. Сазонова "Емелины небылицы"

стихотворения "Небылицы" Виктора Полянских

Э. Успенский "А может, а может.."

Какое из представленных на выставке произведений ты читал?

Я прочитал много произведений из книги А.Сазонова «Емелины небылицы».

Также мне очень понравился сборник «Грунькины были и небылицы» В.Медведева.

В нем я прочел следующие рассказы: «Сказочный совет», «Самый ленивый мальчик на свете», «Как Грунька в космос летала», «Обыкновенный великан».

Что ты знаешь об авторе этого произведения? Найди информацию в учебнике, энциклопедии или Интернете. Запиши.

Валерий Медведев – известный советский писатель. 

Родился он в городе Ишим 16 марта 1923 года.

Писатель с детства увлекался творчеством, увлекался литературой, ходил в кружок рисования и лепки, а также занимался хореографией.

В школе мальчик начал писать самостоятельно стихи и рассказы.

Летом 1937 года Валерий стал сиротой, его отца и мать расстреляли как врагов народа и он со своими братьями попал в детский дом.

Из детского дома его забрал Владимир Медведев, актер Челябинского театра.

В новой семье мальчик получил новую фамилию и стал Валерием Медведевым.

В юношеском возрасте Валерий сначала занялся работой в театре, а после съемками в кино "Парень из нашего города" и "Она защищала Родину".

После Валерий Медведев обратился к литературе и стал известным писателем для детей и юношества.

Самое известное произведение писателя: «Баранкин, будь человеком!».

Всего Валерий Медведев издал около 30 книг, они были переведены на 27 языков мира, в каждой книге писателя вера в то, что человек способен на многое, если верить в свои силы!

Известный писатель умер в возрасте 74 лет и похоронен на Ваганьковском кладбище в городе Москва.

Напиши отзыв на понравившееся произведение.

Мне понравилось произведение В. Медведева «Самый ленивый мальчик на свете».

Это очень забавный рассказ.

Герой произведения - ленивый мальчик, которых еще свет не видал.

Он стал настолько ленивым, что ему даже ходить было невмоготу.

Шагал он только, когда ветер его подталкивал.

А потом и вовсе перестал выходить на улицу.

Об этом узнала Грунька и вылечила его.

Ее метод лечения не может не вызывать смех.

Теперь мальчик делает работу, а после принимает «волшебную» горошину, не понимая, что она самая обыкновенная и никак не действует.

Зато теперь он не лениться.

Я восхищаюсь юмором автора и благодарен ему за столь занимательный рассказ.

М. Горький. Случай с Евсейкой

Что увидел Евсейка в подводном царстве? Обрати внимание на сравнения. Их можно найти в тексте с помощью слов как, точно. Запиши их.

Когда Евсейка задремал, то во сне увидел подводное царство.

Там он познакомился с множеством самых различных морских жителей.

У них даже было чувство юмора, они и рака успели подразнить, и Евсейку обсудить.

Чтоб читатель смог наглядно представить обитателей морского дна, Горький использует сравнения.

К примеру, актинии похожи на спелые вишни. Морские лилии писатель сравнивает с мухами, а зеленых рыб – с бабочками.

Голотурия напоминает поросенка, а сепия точь-в-точь как носовой платок.

"...Рыбьи глаза были скучными как алгебра. Большая рыба говорит голосом похожим на звуки кларнета и улыбается так, словно ее уже зажарили и положили на стол на блюде..."

Описывая солнце, которое пробивается сквозь воду, автор сравнивает его с медным подносом.

Евсейка, когда спал, не мог пошевелиться.

Это состояние Горький сопоставляет с ногами, накрытыми тяжелым одеялком.

Что ты думаешь о Евсейке? Какой он?

Предполагаю, что Евсейка был достаточно мужественным и игривым мальчиком.

Ведь, когда он попал на морское дно (как ему казалось), то не испугался, а с интересом осматривал его обитателей.

Мальчику еще присуща хитрость. Он ее использует, когда боится, что собеседнику не понравится правда.

Еще он умный и находчивый, смог быстро найти решение, чтоб выйти из сложившейся ситуации на морском дне.

Как к нему относится автор? Почему ты так считаешь?

Как мне показалось, Горький относится к Евсейке с любовью и каким-то трепетом.

Хоть автор и немного рассказал о мальчике, но этого было достаточно, чтоб понять, что он хороший и очень любит родителей.

Придумай продолжение сказки, используя слова: никто не поверил, придётся возвращаться, бурлит, сейчас съест, со злостью.

Продолжение сказки о Евсейке для 3 класса.

Евсейка стремглав побежал домой, чтоб рассказать историю, что с ним причудилась.

Прибежав к дому, он уже с порога начал громко рассказывать о своем приключении.

Его наполняли эмоции, он размахивал руками и детально рассказывал о жителях морского дна.

Закончив рассказ, мальчик посмотрел на родителей и понял: «Никто мне не поверил».

Евсейка прилег отдохнуть, а его мысли наполняла история на морском дне.

Он так хотел разделить с кем-то свои впечатления, так хотел, чтоб ему поверили.

И вдруг пришла идея: «Придется возвращаться!».

Ничуть не сомневаясь, Евсейка схватил рюкзак и побежал к берегу.

И как только мальчик собрался прыгать, море забурлило, закипело, зашипело.

С него вынырнула огромная рыба и хотела цапнуть Евсейку.

Он успел отпрыгнуть и подумал: «Какая страшная.

Смотрит со злостью.

Если пригну, так она же сразу меня съест и даже не почувствует.»

Евсейка решил не рисковать и вернулся домой.

Он подумал, что лучше приключения оставить в тайне.

Это будет его маленький секрет.

Приходилось ли тебе бывать на рыбалке? Не приключилось ли там с тобой какой-нибудь забавной или не вероятной истории? Расскажи её так, чтобы слушателям было интересно. Может быть, тебе поможет маленькое слово вдруг.

Забавная или невероятная история на рыбалке для 3 класса.

Я каждое лето езжу в деревню к бабушке с дедушкой.

Мое любимое занятие – ходить с дедушкой на рыбалку.

Накануне, вечером мы копаем червей, а рано утром берем удочки и отправляемся к речке.

Как-то со мной случилась чудная история.

Я почувствовал, что клюет рыба и хотел уж сматывать леску.

Но она натянулась, как струна и я понял, что улов очень больших размеров.

На рыбалке кричать нельзя, и я жестом хотел показать дедушке, что нужна помощь.

Только я поднял руку, чтоб его позвать, как вдруг меня потянуло к самой речке.

Я упал, а когда очнулся, то не поверил своим глазам.

Это было самое настоящее дно реки.

Такой красоты я никогда не видел.

Оказывается, в речке обитали даже морские жители.

Вдруг мне кто-то постучал по плечу, я обернулся и увидел огромнейших размеров краба.

Он предложил мне присесть и угостил червями.

Я присел, но от «лакомства» отказался.

Морские звезды летали надо мной, как светлячки.

Ракушки заводили хоровод и громко хохотали.

Морские коньки играли в футбол против малька.

Это было так забавно.

Место мяча, у них - жемчужина.

И все там настолько сказочно и невероятно, что захватывало дух.

Вдруг, я услышал голос дедушки.

Он звал меня, но я не мог оторваться от прекрасного вида.

Тут я почувствовал всплеск воды в мое лицо, а когда открыл глаза надо мной стоял дедушка.

Оказывается, я не мог удержать удочку одной рукой и когда рыба потащила меня к воде, я зацепился об камень, упал и потерял сознание.

Вот такая вот история. Зато было весело!

К. Паустовский Растрепанный воробей.

Что произошло в театре? Попробуй пересказать эпизод о появлении воробья с хрустальным букетиком. Запиши план. Определи, это будет пересказ подробный, выборочный или краткий.

Театральное представление «Золушка» подходило к своему завершению.

Мама главной героини играла в нем роль "Золушки". 

В самый напряженный момент на сцену залетел маленький воробушек, звали его Пашка.

В клювике у него был стеклянный букет – подарок папы Машеньки главной героине. 

Пашка отобрал его у воровки - вороны, которая стащила букет со стола в доме Маши.

Золушка-Машина мама, увидев воробушка с букетиком, протянула руки, поймала подарок и расплакалась от счастья.

А воробушек уселся на люстру, чтоб поправить перья, которые взъерошились в борьбе с вороной.

План пересказа эпизода о появлении воробья с хрустальным букетиком:

1. Премьера спектакля «Золушка» близиться к завершению.

2. Залетает воробушек Пашка со стеклянным букетом.

3. Подарок оказывается у Золушки в руках.

4. Счастье Золушки.

5. Воробушек на люстре приводит себя в порядок.

Это выборочный пересказ, так как рассказывается не о всем произведении, а лишь о выборочной ситуации.

Какими мыслями автор хотел поделиться с читателями? Запиши диалог с другом.

Автор хотел поделиться мнением, что в мире существует настоящая дружба, преданность, храбрость, добродушие.

Такие качества и бескорыстное желание помочь всегда очень ценятся.

Пример диалога с другом о том какими мыслями автор рассказа "Рестрепанный воробей" думал поделится с читателями.

- Тебе понравилась сказка «Растрепанный воробей»?

- Да, я считаю ее не только очень интересной, но и поучительной.

- Согласен с тобой. Какие качества главного героя тебе понравились?

- Я восхищен храбростью воробья Паши, он рисковал жизнью, чтоб Машина мама была счастлива, а соответственно и Маша. А тебе, что понравилось?

- Мне понравилось то, как Паустовский описал настоящую дружбу.

Ведь друзья всегда готовы прийти на помощь и поддержать в трудную минуту.

В рассказе "Растрёпанный воробей" животные изображены как люди. Ворона наделена скупым, сварливым характером. Проследи, как описывается воробей Пашка.

Автор наделяет Пашку чертами, что присущи хорошему человеку.

«Она стукнула Пашку клювом по голове. Пашка упал и завел глаза: прикинулся мертвым.» - данная цитата указывает на сообразительность воробья.

Цитата: «Соображал, чем бы Машку отблагодарить» - говорит о присущем Пашке чувству благодарности.

«Пашка, назло старой вороне, начал ловко утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их обратно к Маше.» - эти слова автора отображают преданность Пашки.

«Было сразу видно, что он выскочил из жестокой драки.» - цитата указывает на то, что Пашке пришлось пережить нелегкий бой, но он победил, ведь был настоящим другом.

Найди в тексте слова (олицетворения), в которых предметы одушевляются. Например: не спали только Маша, отопление и зима.

«Спал весь дом, и сад...»,  «Зима все сыпала и сыпала с неба снег», «Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих», 

«Мама вынула стеклянный букет и тихо сказала ему несколько слов.»

«А теперь в городе одни машины. Они овсом не кормятся, не жуют его с хрупом, как добродушные лошади, а пьют какую-то ядовитую воду с едким запахом.»

«Струны на скрипках и виолончелях тихонько вздрогнули. Было очень хорошо, что музыка все время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму, как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами".

«Музыка запела о счастье.»

А.Куприн Слон

В произведении Куприна описываются реальные или вымышленные, фантастические события? Обоснуй своё мнение. Найди подтверждение в тексте.

Я уверен, что происходящие события в рассказе «Слон» не могут быть реальными, скорее всего они вымышлены автором.

Думаю, что хозяин цирка или зоопарка никогда не отпустит слона домой к маленькой девочке, а тем более завести его на второй этаж дома.

К тому же двери при этом не были повреждены.

А держать слона в доме является опасной затеей.

Из-за своих больших размеров животное легко может покалечить жителей дома и квартиры.

Подумай, какие ещё вопросы по содержанию произведения можно было бы задать. Запиши их.

Вопросы, которые можно задать по рассказу Куприна "Слон"

1) Использовал ли Куприн, при написании произведения «Слон», свои цирковые знания?

2) Поведение слона в доме правда присуще этому животному, или это тоже выдумка?

3)  Какие основные качества присущи героям произведения?

4) Каким образом слон помог больному ребенку реабилитироваться?

Автор разбил текст своего произведения на шесть частей. Попробуй и ты выделить эти части, а затем озаглавь каждую часть.

Часть 1 – Болезнь маленькой девочки.

Часть 2 – Прекрасная игрушка.

Часть 3 – Представление в зверинце.

Часть 4 – Слон отправляется к Наде.

Часть 5 – Девочка и большое животное

Часть 6 – Выздоровление Нади.

Чем отличаются прочитанные тобой сказки от произведений устного народного творчества? Какая из сказок пришлась тебе по душе? Почему? Объясни. Докажи своё мнение. Расскажи её маме или своим друзьям.

Каждая из прочитанных мною сказок имеет одного автора, имя которого известно.

В случае с народными сказками – авторов и их количество никто не знает.

Герои этих литературных сказок выдуманы авторами и не повторяются в других произведения.

Поэты и писатели литературных сказок имеют авторское право, в отличии от авторов народных творений.

Мне очень понравилась сказка «Случай с Евсейкой».

Произведение Михаила Горького помогло заглянуть в волшебный мир морского дна.

Эта сказка хорошо влияет на развитие моей фантазии, ведь читая произведение, я представлял каждого обитателя моря.

К тому же в сказке присутствует юмор, что приходится мне по душе.

На столь необычном примере, писатель учит нас находить выход с любой ситуации, быть храбрыми и находчивыми.

Рассмотри рисунки на с. 44 учебника (часть 2). Кто из героев тебе знаком? Составь и запиши о нём рассказ. Сделай иллюстрацию.

На иллюстрациях изображены герои с различных мультфильмов.

Многие из них я смотрел, даже не один раз.

На первой картинке изображены слон, удав, мартышка и попугай.

Это герои мультфильма по мотивам сказки Г. Остера "Бабушка удава".

Чуть ниже изображен веселый Чебурашка.

Это один из главных героев писателя Эдуарда Успенского.

Потом изображены герои из мультфильма по мотивам «Приключения Незнайки» Н.Носова: Незнайка, Пилюлькин и Знайка.

Далее изображена Федора в слезах и ее летающие кухонные предметы, мебель (ведро), утюг.

Это героиня К.Чуковского из произведения «Федорино горе».

Рассказ о герое с рисунка на стр. 44 учебника 2 части.

Я хочу рассказать о Федоре.

Ведь этот персонаж меня возмутил своей неряшливостью и ленью.

Будучи женщиной, Федора вовсе не следила за чистотой в доме.

Из-за этого ее посуда и мебель убежали от нее.

Федора поняла, что без них жить не получится, отыскала их и начала, рыдая, просить вернутся.

Она просила прощения и обещала, что будет заботиться о своем доме, мебели, посуде.

Все домашние приспособления радовались раскаянию хозяйки и вернулись домой.

После этого Федора начала ценить их, тщательно протирать и мыть.

Героиня превратилась в настоящую хозяйку.

На своей иллюстрации Вы можете изобразить:

Вариант 1) Неаккуратно одетую и непричесанную Федору.

Вокруг нее беспорядок: раковина забита посудой, стулья разбросаны, посуда на полках лежит неровно, где-то лежат осколки разбитой тарелки и т.п.

Вариант 2) Чистая, причесанная Федора сидит за столом с чашкой в руках. На столе стоит красивый самовар, пирог и блюдечко для чашки.

Везде порядок, вся посуда красиво сложена, раковина пуста. На самоваре и на лице Федоры изобрази улыбку.

Рисунок - иллюстрация к сказке - стихотворению "Федорино горе"

Рисунок - иллюстрация к сказке - стихотворению "Федорино горе"

Ответы на вопросы рабочей тетради литературное чтение Бойкина, Виноградская 3 класс. Были - небылицы стр. 51 - 59