Рассказ «Цветок на земле» А. Платонов стр. 135

1. Почему Афоне стало «скучно жить на свете»? Запиши свои мысли в «Рабочую тетрадь».

Главный герой чувствовал себя одиноким.

Он постоянно грустил и тосковал из-за отсутствия чего-то интересного в жизни.

Ведь Афоня был не обычным ребёнком, а невероятно любознательным.

Его отец служил Родине, мать целыми днями трудилась, а дедушка круглосуточно проводил время на печке.

Афоне хотелось с кем-то пообщаться и расспросить об окружающем мире, что так был ему интересен.

2. Расскажи, как относится Афоня к своему дедушке. О чём он просил его?

Мальчик любит своего 87-летнего дедушку.

За свою жизнь он много наработался на земле.

Афоня часто упрашивает старичка не спать.

Ведь ему одиноко и скучно самому.

Ещё он просит поведать ему обо всём, что Титу известно.

А какие вопросы ты задаёшь взрослым, о чём хочешь узнать?

Я часто спрашиваю у дедушек и бабушек об их детстве, о том, чем они занимались в молодости.

Спрашиваю, где они учились и какие были особенности обучения.

А также мне интересно слушать о разнице между нашими временами и теми далёкими, когда старички ещё были молодыми.

Это всегда очень интересные и захватывающие истории.

Ведь многое изменилось.

Тогда не было ни телефонов, ни компьютеров.

Общение происходило совсем по-другому.

Были другие увлечения, занятия.

Сегодня существуют профессии и понятия, о которых в те времена даже не думали.

Не было такой разнообразности продуктов и не было многих возможностей, которые мы сейчас имеем.

Как по мне, это были достаточно сложные времена.

Но в них есть и свои плюсы.

Тогда люди намного больше общались, разбирались в людях, а сегодня многие из нас зависимы от компьютерных технологий.

Автор назвал Афоню добрым внуком, ты также считаешь? Объясни свой ответ.

Афоня заботится о старичке, забирая из его бороды крошки; делает своеобразные подарки (гребень); даже иногда спит рядом с ним.

Поэтому думаю, что мальчик действительно был добрым внуком.

Но при этом, в силу своего возраста и непонимания всех правил этикета,

Афоня иногда неуважительно общается со стариком.

Он заводит с ним тему о смерти, ещё и в очень некрасивой форме.

3. О каком удивительном чуде, главном деле узнал Афоня от своего деда? Прочитай эпизоды, в которых дед рассказывает о цветке маленькому внуку.

Тит рассказал о чудесах, которые творит голубой цветок.

Он поведал, что самое главное – это из мёртвого создавать живое.

Именно такое умение имел тот самый цветочек.

«Он мёртвую сыпучую землю обращает в живое тело, и пахнет от него самого чистым духом.

Вот тебе и есть самое главное дело на белом свете, вот тебе и есть, откуда всё берётся.

Цветок этот — самый святой труженик, он из смерти работает жизнь»

и

«Мы пахари, Афонюшка, мы хлебу расти помогаем».

4. Нравится ли тебе Афоня? Представь, что ты повстречался с ним и хорошо его узнал. Расскажи о нём. Какой он:

Афоня неимоверно энергичный и любознательный мальчишка.

Он не мог сидеть на месте, его наполняла жажда узнавать нечто новое.

Именно поэтому он часто не давал покоя дедушке, показывая свою настойчивость.

Его интересовал весь окружающий мир, и это похвально в силу его возраста.

Мальчик расстраивается, если не получает ответ на какой-либо вопрос.

Ему присуще быть вдумчивым и внимательным.

Ведь он пытается, как губка, впитать всю информацию, что ему предоставляется.

А также Афоня достаточно понятливый.

Ведь, когда Тит рассказал ему о цветке, то мальчик даже сам смог сделать определённые выводы, и задавал грамотные вопросики.

С таким ребёнком интересно вести беседу.

Ведь, уже имея хороший багаж знаний, он способен рассказать много всего занимательного.

В его глазах виден ум и даже мудрость, что удивительно для столь молодого мальчика.

А также он умеет показывать упрямство и упорство.

Но они выражаются лишь в добрых намерениях.

Это из-за того, что Афоне не терпится узнать как можно больше всего интересного.

И это, конечно же, похвально.

А также не стоит забывать, что Афоня является добрым ребёнком, способным на тёплые, искренние чувства.

Есть у него и негативные черты, которые выражаются в некоторых неуважительных разговорах с дедом.

Но причиной является его детская наивность и неосведомлённость в правилах этикета.

5. Объясни, как ты понимаешь смысл таких слов: «Дед…погладил головку внука, посмотрел на него, как на цветок, растущий в земле». О чём подумал дед?

Заглавие произведения можно воспринимать как в прямом, так и в переносном смысле.

В нём действительно есть цветочки, что выступают истинными тружениками.

Но есть и другой цветок.

Это любознательный герой Афоня.

Несмотря на свой возраст, он осознаёт всю ценность природы.

Он понимает, что к жизни необходимо относиться бережно.

При этом сам ещё растёт, как и те полевые цветы.

Я считаю, что именно об этом думал Тит, когда гладил мальчика по голове.

Он наверняка видел в нём потенциал и осознавал, что не зря прожил жизнь, ведь у него есть достойный наследник.

6. Каким бы ты нарисовал цветок, о котором рассказал Платонов?

Поразмышляй, почему именно так он назвал произведение.

Я бы изобразил мальчика.

Ведь, как по мне, это главный цветочек, о котором хотел поведать писатель.

На моей иллюстрации этот ребёнок сидел бы в траве возле обычного маленького полевого цветочка.

Поразмышляй, почему именно так он назвал произведение.

Я думаю, рассказ имеет такое название, так как писатель сопоставляет жизнь человека с жизнью цветка, который тяжело борется за своё существование.

Цветы, чтоб пробиться к свету преодолевают препятствия в виде мёртвого песка и непогод.

Так и человек, чтоб добиться в своей жизни успеха, преодолевает множество различных преград.

Главное — иметь настойчивость, силу воли и уверенность в достижении желаемого результата.

Если бы тебя попросили сказать, о чём рассказ писателя, что бы ты ответил?

Это рассказ о любознательном маленьком мальчике.

Ему часто приходилось скучать, так как оставался он дома наедине с дедушкой.

Тот, в свою очередь, почти всегда спал.

Внуку это не нравилось, ведь он ещё многого не знал и был наполнен кучей вопросов.

Мальчик любил своего дедушку, но в то же время его раздражала сонливость старичка.

Но как-то Афоне всё-таки удалось вывести деда на прогулку.

Тогда он и узнал главную тайну: цветочек умеет с мёртвого создавать живое.

Это и является главной мыслью произведения.

Ведь тот самый малыш тоже является своеобразным цветком.

Дед гордится им, так как видит в его глазах достойное поколение.

7. Подготовьтесь с другом к чтению по ролям рассказа «Цветок на земле».

С какой интонацией вы будете читать слова деда? А слова Афони?

Текст от лица Тита следует читать медленно, сосредоточенно, сообщающим тоном.

Нужно делать паузы, показывать задумчивость пожилого человека.

Слова мальчика нужно говорить с быстрым, торопливым темпом.

В голосе может присутствовать раздражённость и некая требовательность.

8. Какие вопросы по содержанию произведения Платонова «Цветок на земле» ты бы задал своим друзьям?

Ответ на этот вопрос можно прочитать по ссылке в рабочей тетради.

Вопросы по содержанию к произведению «Цветок на земле» уже опубликованы в ответах к рабочей тетради.

Подсказка:

_______

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован, комментарий появится после модерации.