Проверим себя и оценим свои достижения стр 42 - 43

1) Чем отличаются прочитанные тобой сказки от произведений устного народного творчества? Какая из сказок тебе понравилась? Расскажи ее маме или своим друзьям.


Сказки что прочитал этом разделе имеют авторов, которые всем известны. А сказки из народного творчества написаны людьми, имена которых неизвестны.

Авторы сказок раздела «Были  - небылицы» описывают мир, что очень похож на реальный, а в народных сказках события происходят в неопределенном фантастическом мире.

К тому же, литературные деятели имеют авторское право на свои творения. Народ же – не имеет, так как авторство принадлежит всему народу в целом.

Мне понравилось произведение «Растрепанный воробей» К.Паустовского. Это очень занимательная и поучительная сказочная история.


Краткий пересказ сказки "Растрепанный воробей":

События сказки происходят зимой, в послевоенной Москве. Главные герои - девочка Маша, ее друг - воробей Пашка и черная воровка - ворона. Маша жила вместе с родителями и своей няней. Ее мама была балериной.

В их форточку, что часто была открытой, залетала злая ворона. Она воровала разные вещи и еду.

Кроме ворон, в этот период голодали еще и другие птицы, например воробьи. Вот однажды воробей Пашка залетел в обитель вороны, чтоб хоть чем-то перекусить. В итоге, место еды, он получил боль, что причинила ему черная птица.

Избитого воробья подобрал милиционер и отдал Маше, которая в то время гуляла с няней. Девочка выходила его. С тех пор она частенько кормит своего нового друга, что прилетает к ней. А Пашка постоянно думает, как бы отблагодарить добрую девочку.

Вот однажды ворона украла с тумбочки брошь – стеклянный букетик. Это подарок Машиного папы ее маме. На тот момент папа служил на Камчатке. А мама так хотела надеть брошь на премьеру балета, в котором она играла Золушку.

Все очень сильно расстроились, но ничего поделать не могли. Тогда на помощь пришел Пашка. Он узнал, где состоится выступление, а затем собрал стаю, чтоб отобрать у вороны стеклянную брошь. И у него это получилось.

Он забрал стеклянный букетик, и на последних минутах балетного выступления влетел в театр. Пашка вылетел на сцену и бросил папин подарок прямо в руки грустной мамы, что играла Золушку. Она приколола брошь и танцевала уже счастливая.

А Пашка уселся на люстру, чтоб привести себя в порядок после войны с вороной.

2) Как ты считаешь, «Случай с Евсейкой» — это сказка, рассказ или небывальщина? Какая, по-твоему, это история: весёлая, страш­ная, смешная, грустная? Подтверди своё мне­ние чтением предложений из текста.

Мне кажется история "Случай с Евсейкой" похожа больше на смешную, веселую сказку. Об этом свидетельствуют такая цитата из текста: 

" ... Это очень понравилось болтливой рыбе, она засмеялась, открыв круглый рот так, что стали видны розовые жабры, виляет хвостом, блестит острыми зубами и старушечьим голосом кри­чит: Это хорошо — поиграть! Это очень хорошо — поиграть!".

3)  Вспомни, каких морских жителей встретил Евсейка. С кем из них он беседовал? Интересно ему было или боязно? А как бы ты повёл разговор, если бы оказался вместе с Евсейкой?

Евсейка повстречал самых разных морских обитателей. Там была и морская звезда, и лангусты, крабы и креветки, большая морская черепаха и много всякой рыбы, за которой Евсейка восторженно наблюдал. С пучеглазой рыбой, голотурией, морским пузырем и лангустом мальчик даже разговаривал.  

Поначалу Евсейке было очень интересно наблюдать за обитателями моря. Но потом мальчик испугался, так как боялся, что его съедят.  

На месте Евсейки, я бы расспросил у жителей морского дна об особенностях их существования. Возможно в их «царстве» есть какие-то правила, что неведомы для людей. 

Я бы спросил об их часовом поясе, о том, как они живут в разные поры года. Задал бы вопросы о любимой погоде, еде, занятиях. О том, как они строят семьи и обучают своих детей науке; сколько лет живут и в каком возрасте становятся взрослыми.

4)  Приходилось ли тебе бывать на рыбалке? Не при приключилось ли там с тобой какой-нибудь забавной или не вероятной истории? Расскажи её так, чтобы слушателям было интересно. Может быть, тебе поможет маленькое слово вдруг.

Забавная и невероятная история на рыбалке с маленьким словом "вдруг" для 3 класса.

Ранней осенью я и мой папа отправились ловить на речке рыбу. Выехали еще до рассвета, в 4 часа утра. Я совсем не выспался, но мысль о столь долгожданной рыбалке меня взбодрила. Когда мы приехали на место, быстро размотали свои удочки и принялись рыбачить.  

Папа поймал огромного сома, который смотрел на меня испуганными глазами и, казалось, поедал взглядом. За первый час я поймал несколько небольших карасиков, но уверенно ждал серьезного, большого улова. 

Прошло несколько минут и ура! Сбылось! Вдруг у меня в руках оказался огромный карп.  Я хотел показать его папе, но когда оглянулся, то увидел, что нахожусь вовсе не на берегу.

Это было волшебное дно реки. Я ранее никогда в жизни не видал такой красоты.  Вода была такой чистой и прозрачной, как стекло. Рыба самая разнообразная: от мальков до гигантских скатов. А, что самое удивительное – они разговаривали!

Раки делились своими впечатлениями от вечернего похода на берег, стерлядь обсуждала поединок с рыбаками, караси собирались играть в мяч. Маленькая мойва учила алфавит, а скумбрия зубрила математику. Только щука, молча, лежала на дне и внимательно наблюдала за всеми моими движениями. 

Я подошел к судаку и спросил, где мой папа. - Рыбачит. Вот только что выловил дитя нашей главной щуки, - ответил он и указал взглядом на ту самую щуку. И в этот момент она хлынула с места и шустро поплыла ко мне со словами: «Папа – мое дитя, а я – его!». 

Я хотел было бежать, но не мог рушить с места. Щука была совсем близко, уже открыла рот, как вдруг я проснулся. 

Оказалось, я просто уснул. И вот такое мне причудилось. Бывает же!


5) Представь, что историю про хрустальный букетик рассказала Маша. Обсудите с друзьями, какой рассказ у нее бы получился.

История  хрустального букетика со слов Маши:

Я живу с родителями и няней. Моя мама балерина, а папа служит. У нас часто открыта форточка, в которую залетает черная ворона. Она вечно ворует еду и разные мелкие предметы. 

Однажды я гуляла с няней, и к нам подошел милиционер. Он протянул мне воробья, которого избила та самая ворона. Я взяла его домой, накормила и выходила. Затем отпустила на волю. Назвала я его Пашкой и стал он мне настоящим другом.

Он часто прилетал ко мне и даже приносил вещи, что отбирал у вороны. Хотя не всегда они были наши, ведь ворона воровала и у соседей. 

Как-то моя мама должна была играть в театре Золушку. В этот ответственный день, она хотела надеть папин подарок – стеклянную брошь в виде букетика. Она положила ее на столик и попросила не трогать. Я послушалась, а ворона – нет. Она унесла папин подарок.

Мы все очень расстроились, но понимали, что не можем ничего сделать. С испорченным настроением поехали на генеральную репетицию. Затем начался спектакль. Мама играла хорошо, но в ее глазах была грусть из-за потерянной броши. 

Уже звучали последние аккорды, когда в зал залетел мой любимый Пашка. Он был весь растрепанный, а во рту у него – тот самый стеклянный букетик.

Он подлетел к сцене и бросил его прямо маме в руки. Счастливая Золушка прицепила брошь и прекрасно закончила спектакль. А Пашка тем временем сидел на люстре и поправлял перышки.

Мы все благодарны любимому воробью за столь неожиданный и приятный сюрприз.


6)  Какие иллюстрации ты бы сделал к произведению Паустовского?

У меня есть несколько вариантов иллюстраций к сказке «Растрепанный воробей»:


1.    Маша кормит Пашку, что сидит на подоконнике.

2.    На первом плане изображения – столик, над которым ворона держит в клюве брошь; на втором плане – открытая форточка.

3.    Битва Пашки с вороной.

4.    Растрепанный Пашка летит со стеклянный букетиком в клюве.

5.    Пашка над сценой бросает брошку, а Золушка ее ловит.

6.    Танцует Золушка с брошкой на груди. На ее лице искренняя улыбка.

7.    Воробей сидит на люстре и поправляет перья.

Рисунок - иллюстрация "Маша кормит растрепанного воробья Пашку, что сидит на подоконнике".

Рисунок-иллюстрация Маша кормит воробья Пашку

Рисунок - иллюстрация "Растрепанный воробей Паша летит со стеклянным букетиком в клюве"

Рисунок - иллюстрация "Растрепанный воробей Паша летит со стеклянным букетиком в клюве"

7)  Перечитай в сказках эпизоды, в которых рассказывается о волшебных превращениях простых вещей. Попробуй и ты заглянуть в этот удивительный мир фантазии. Прислушайся: вот и самая обыкновенная ручка для письма начинает о чём-то говорить. Как ты думаешь, о чём?


Волшебная сказка о письменной ручке для письма.


Что-то в рюкзаке резко зашумело. Прислушался – кто-то говорит.


Раскрыл рюкзак и слышу: «Я здесь, на самом дне». Я быстро вытащил все учебники, чтоб достать, лежавшую внизу, ручку.


- Спасибо, добрый мальчик. Ты меня спас. Хочешь, я тебе за это много желаний исполню? – говорила волшебная рука.


- Конечно, хочу! - ответил я.


- Но у меня есть одно условия – ты должен всегда закрывать меня колпачком и класть в пенал. Согласен?


- Согласен. А какие желания ты можешь исполнить? – поинтересовался я.


- Я могу за тебя написать все домашние задания, самостоятельную и контрольную работу. И математика, и русский язык, и литературное чтение - мне все под силу, – поведала ручка.


- Вау! Вот это волшебство! – восторженно вскрикнул я.


На следующий день у нас была самостоятельная работа по математике. Я взял ручку, посмотрел на задания, и они показались мне настолько легкими, что я все сделал уже за полчаса. Учительница похвалила меня и поставила отличную оценку.


Затем, на уроке литературного чтения, я написал увлекательный рассказ без единой ошибки. Потом была контрольная работа по русскому языку. И тут ручка сделала все за меня. Я был настолько удивлен, что, казалось, нахожусь в сказке.


Когда пришел домой, быстро и легко выполнил все домашние задания. Теперь учеба была мне в удовольствие.


Ручка уже целых две недели выполняет все свои обещания, а я всего лишь закрываю ее колпачком и аккуратно ложу в пенал.

Рисунок - иллюстрация Волшебной Ручки для отличников.

Рисунок - иллюстрация Волшебной Ручки для отличников.

8) Назови авторов этих произведений. Найди и вставь нужные слова.

Проверим себя 1

Проверим себя 2

Проверим себя 3


9)  Рассмотри рисунки. Кто из героев тебе знаком? Расскажи о нем. Составь и запиши рассказ в «Рабочую тетрадь».

Переход к ответу на задание в рабочей тетради по литературному чтению 3 класс.