Проверим себя и оценим свои достижения стр 42 - 43

1) Чем отличаются прочитанные тобой сказки от произведений устного народного творчества? Какая из сказок тебе понравилась? Расскажи ее маме или своим друзьям.

Сказки что прочитал в этом разделе имеют авторов, которые всем известны.

А сказки из народного творчества написаны людьми, имена которых неизвестны.

Авторы сказок раздела «Были - небылицы» описывают мир, который очень похож на реальный.

А в народных сказках события происходят в неопределенном фантастическом мире.

К тому же, литературные деятели имеют авторское право на свои творения.

Народ же – не имеет, так как авторство принадлежит всему народу в целом.

Мне понравилось произведение «Растрепанный воробей» К.Паустовского.

Это очень занимательная и поучительная сказочная история.

Краткий пересказ сказки "Растрепанный воробей" для 3 класса

События сказки происходят зимой, в послевоенной Москве.

Главные герои - девочка Маша, ее друг - воробей Пашка и черная воровка - ворона.

Маша жила вместе с родителями и своей няней. Ее мама была балериной.

В их форточку, что часто была открытой, залетала злая ворона.

Она воровала разные вещи и еду.

Кроме ворон, в этот период голодали еще и другие птицы, например воробьи.

Вот однажды воробей Пашка залетел в обитель вороны, чтоб хоть чем-то перекусить.

В итоге, место еды, он получил боль, что причинила ему черная птица.

Избитого воробья подобрал милиционер и отдал Маше, которая в то время гуляла с няней.

Девочка выходила его.

С тех пор она частенько кормит своего нового друга, что прилетает к ней.

А Пашка постоянно думает, как бы отблагодарить добрую девочку.

Вот однажды ворона украла с тумбочки брошь – стеклянный букетик.

Это подарок Машиного папы ее маме.

На тот момент папа служил на Камчатке.

А мама так хотела надеть брошь на премьеру балета, в котором она играла Золушку.

Все очень сильно расстроились, но ничего поделать не могли.

Тогда на помощь пришел Пашка.

Он узнал, где состоится выступление, а затем собрал стаю, чтоб отобрать у вороны стеклянную брошь.

И у него это получилось.

Он забрал стеклянный букетик, и на последних минутах балетного выступления влетел в театр.

Пашка вылетел на сцену и бросил папин подарок прямо в руки грустной мамы, что играла Золушку.

Она приколола брошь и танцевала уже счастливая.

А Пашка уселся на люстру, чтоб привести себя в порядок после войны с вороной.

2) Как ты считаешь, "Случай с Евсейкой" — это сказка, рассказ или небывальщина?

Какая, по-твоему, это история: весёлая, страшная, смешная, грустная? Подтверди своё мнение чтением предложений из текста.

Мне кажется история "Случай с Евсейкой" похожа больше на смешную, веселую сказку.

Об этом свидетельствуют такая цитата из текста:

... Это очень понравилось болтливой рыбе, она засмеялась, открыв круглый рот так, что стали видны розовые жабры, виляет хвостом, блестит острыми зубами и старушечьим голосом кричит: Это хорошо — поиграть! Это очень хорошо — поиграть!.

3)  Вспомни, каких морских жителей встретил Евсейка.

С кем из них он беседовал? Интересно ему было или боязно? А как бы ты повёл разговор, если бы оказался вместе с Евсейкой?

Евсейка повстречал самых разных морских обитателей.

Там была и морская звезда, и лангусты, крабы и креветки, большая морская черепаха и много всякой рыбы, за которой Евсейка восторженно наблюдал.

С пучеглазой рыбой, голотурией, морским пузырем и лангустом мальчик даже разговаривал. 

Поначалу Евсейке было очень интересно наблюдать за обитателями моря.

Но потом мальчик испугался, так как боялся, что его съедят. 

На месте Евсейки, я бы расспросил у жителей морского дна об особенностях их существования.

Возможно в их «царстве» есть какие-то правила, что неведомы для людей.

Я бы спросил об их часовом поясе, о том, как они живут в разные поры года.

Задал бы вопросы о любимой погоде, еде, занятиях.

О том, как они строят семьи и обучают своих детей науке;

сколько лет живут и в каком возрасте становятся взрослыми.

4)  Приходилось ли тебе бывать на рыбалке? Не приключилось ли там с тобой какой-нибудь забавной или не вероятной истории? Расскажи её так, чтобы слушателям было интересно. Может быть, тебе поможет маленькое слово вдруг.

Забавная и невероятная история на рыбалке с маленьким словом "вдруг" для 3 класса.

Ранней осенью я и мой папа отправились ловить на речке рыбу.

Выехали еще до рассвета, в 4 часа утра.

Я совсем не выспался, но мысль о столь долгожданной рыбалке меня взбодрила.

Когда мы приехали на место, быстро размотали свои удочки и принялись рыбачить. 

Папа поймал огромного сома, который смотрел на меня испуганными глазами и, казалось, поедал взглядом.

За первый час я поймал несколько небольших карасиков, но уверенно ждал серьезного, большого улова.

Прошло несколько минут и ура! Сбылось!

Вдруг у меня в руках оказался огромный карп. 

Я хотел показать его папе, но когда оглянулся, то увидел, что нахожусь вовсе не на берегу.

Это было волшебное дно реки.

Я ранее никогда в жизни не видал такой красоты.

Вода была такой чистой и прозрачной, как стекло.

Рыба самая разнообразная: от мальков до гигантских скатов.

А, что самое удивительное – они разговаривали!

Раки делились своими впечатлениями от вечернего похода на берег, стерлядь обсуждала поединок с рыбаками, караси собирались играть в мяч.

Маленькая мойва учила алфавит, а скумбрия зубрила математику.

Только щука, молча, лежала на дне и внимательно наблюдала за всеми моими движениями.

Я подошел к судаку и спросил, где мой папа.

- Рыбачит. Вот только что выловил дитя нашей главной щуки, - ответил он и указал взглядом на ту самую щуку.

И в этот момент она хлынула с места и шустро поплыла ко мне со словами: «Папа – моё дитя, а я – его!».

Я хотел было бежать, но не мог рушить с места.

Щука была совсем близко, уже открыла рот, как вдруг я проснулся.

Оказалось, я просто уснул. И вот такое мне причудилось. Бывает же!

5) Представь, что историю про хрустальный букетик рассказала Маша. Обсудите с друзьями, какой рассказ у нее бы получился.

История  хрустального букетика со слов Маши:

Я живу с родителями и няней.

Моя мама балерина, а папа служит.

У нас часто открыта форточка, в которую залетает черная ворона.

Она вечно ворует еду и разные мелкие предметы.

Однажды я гуляла с няней, и к нам подошел милиционер.

Он протянул мне воробья, которого избила та самая ворона.

Я взяла его домой, накормила и выходила.

Затем отпустила на волю.

Назвала я его Пашкой и стал он мне настоящим другом.

Он часто прилетал ко мне и даже приносил вещи, что отбирал у вороны.

Хотя не всегда они были наши, ведь ворона воровала и у соседей.

Как-то моя мама должна была играть в театре Золушку.

В этот ответственный день, она хотела надеть папин подарок – стеклянную брошь в виде букетика.

Она положила ее на столик и попросила не трогать.

Я послушалась, а ворона – нет.

Она унесла папин подарок.

Мы все очень расстроились, но понимали, что не можем ничего сделать.

С испорченным настроением поехали на генеральную репетицию.

Затем начался спектакль.

Мама играла хорошо, но в ее глазах была грусть из-за потерянной броши.

Уже звучали последние аккорды, когда в зал залетел мой любимый Пашка.

Он был весь растрепанный, а во рту у него – тот самый стеклянный букетик.

Он подлетел к сцене и бросил его прямо маме в руки.

Счастливая Золушка прицепила брошь и прекрасно закончила спектакль.

А Пашка тем временем сидел на люстре и поправлял перышки.

Мы все благодарны любимому воробью за столь неожиданный и приятный сюрприз.

6)  Какие иллюстрации ты бы сделал к произведению Паустовского?

У меня есть несколько вариантов иллюстраций к сказке «Растрепанный воробей»:

1) Маша кормит Пашку, что сидит на подоконнике.

На первом плане изображения – столик, над которым ворона держит в клюве брошь; на втором плане – открытая форточка.

2) Битва Пашки с вороной.

Рисунок - Растрепанный Пашка летит со стеклянным букетиком в клюве.

3) Пашка над сценой бросает брошку, а Золушка ее ловит.

Рисунок - Танцует Золушка с брошкой на груди. На ее лице искренняя улыбка.

4) Воробей сидит на люстре и поправляет перья.

Рисунок - иллюстрация "Маша кормит растрепанного воробья Пашку, что сидит на подоконнике".

Рисунок-иллюстрация Маша кормит воробья Пашку

Рисунок - иллюстрация "Растрепанный воробей Паша летит со стеклянным букетиком в клюве"

Рисунок - иллюстрация "Растрепанный воробей Паша летит со стеклянным букетиком в клюве"

7) Перечитай в сказках эпизоды, в которых рассказывается о волшебных превращениях простых вещей. Попробуй и ты заглянуть в этот удивительный мир фантазии. Прислушайся: вот и самая обыкновенная ручка для письма начинает о чём-то говорить. Как ты думаешь, о чём?

Волшебная сказка о письменной ручке для письма для 3 класса.

Что-то в рюкзаке резко зашумело.

Прислушался – кто-то говорит.

Раскрыл рюкзак и слышу: «Я здесь, на самом дне».

Я быстро вытащил все учебники, чтоб достать, лежавшую внизу, ручку.

- Спасибо, добрый мальчик. Ты меня спас. Хочешь, я тебе за это много желаний исполню? – говорила волшебная рука.

- Конечно, хочу! - ответил я.

- Но у меня есть одно условия – ты должен всегда закрывать меня колпачком и класть в пенал. Согласен?

- Согласен. А какие желания ты можешь исполнить? – поинтересовался я.

- Я могу за тебя написать все домашние задания, самостоятельную и контрольную работу. И математика, и русский язык, и литературное чтение - мне все под силу, – поведала ручка.

- Вау! Вот это волшебство! – восторженно вскрикнул я.

На следующий день у нас была самостоятельная работа по математике.

Я взял ручку, посмотрел на задания, и они показались мне настолько легкими, что все сделал уже за полчаса.

Учительница похвалила меня и поставила отличную оценку.

Затем, на уроке литературного чтения, я написал увлекательный рассказ без единой ошибки.

Потом была контрольная работа по русскому языку.

И тут ручка сделала все за меня.

Я был настолько удивлен, что, казалось, нахожусь в сказке.

Когда пришел домой, быстро и легко выполнил все домашние задания.

Теперь учеба была мне в удовольствие.

Ручка уже целых две недели выполняет все свои обещания, а я всего лишь закрываю ее колпачком и аккуратно ложу в пенал.

Рисунок - иллюстрация Волшебной Ручки для отличников.

Рисунок - иллюстрация Волшебной Ручки для отличников.

8) Назови авторов этих произведений. Найди и вставь нужные слова.

Рассказ "Слон" Александр Куприн

Слон оказывается гораздо больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке.

Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в дину занимает половину столовой. 

Кожа на нем грубая, в тяжелых складках.

Ноги толстые, как столбы.

Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших шишках.

Уши большие, как лопухи, и висят вниз. 

Глаза совсем крошечные, но умные и добрые.

Клыки обрезаны.

Хобот - точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижный, гибкий палец.

Если бы слон вытянул хобот во всю длину, то наверное, достал бы он им до окна.

Рассказ "Растрепанный воробей" Константина Паустовского

- От маленькой радости смеются - ответила мама, - а от большой плачут. А теперь спи!

Маша уснула. Уснула и Петровна. Мама подошла к окну. На ветке за окном спал Пашка.

Тихо было в мире, и крупный снег, что падал и падал с неба, все прибавлял тишины.

И мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей счастливые сны и сказки.

Рассказ "Случай с Евсейкой" Максим Горький

Ползет не торопясь алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые мангусты, боком-боком двигается краб;

везде на камнях, точно спелые крупные вишни рассеяны актинии, и всюду множество всяких любопытных штук;

9) Рассмотри рисунки. Кто из героев тебе знаком? Расскажи о нем. Составь и запиши рассказ в "Рабочую тетрадь".

Переход к рассказу о герое в рабочей тетради по литературному чтению 3 класс.

Конечно, мне знакомы все изображенные герои.

Но больше всех я люблю стихотворение "Федорино горе" и поэтому выбрал в качестве героя для своего рассказа Федору.

Оставить 0 человек (а).

Сайтбар