Проверим себя и оценим свои достижения стр 78 - 80

1. Назови поэтов, со стихами которых ты познакомился. Чьи произведения особенно запомнились, привлекли твоё внимание? Почему?

В данном разделе произошло знакомство со следующими авторами стихотворений: Ф. Тютчев, А. Фет, И. Никитин, И. Суриков.

Мне запомнились более всего стихотворения Фета, в частности "Мама! Глянь-ка из окошка…".

Это произведение вызывает радостные эмоции, помогает ощутить тот восторг, который испытывается при виде первого снега. Еще в этом стихотворении мне понравилась рифма.

Интересная периодичность рифмующихся строчек заставляет читать стих в игривом ритме. И это очень забавно.

Помимо этого стихотворения, можно выделить многие другие. Ведь каждый автор писал по-своему прекрасно и в каждом произведении присутствует уникальность.

2. Если бы тебя попросили объяснить, что такое стихотворение, что бы ты ответил?

Я бы сказал, что это литературное произведение, строчки которого рифмуются.

При этом строение рифм может быть самым разным.

В стихотворении поэты могут изображать различные картины и события.

Чтоб оно было интереснее и красивее, авторы часто используют художественные приемы.

Обычно в конце стихотворных строк находятся слова, которые созвучны друг с другом. 

3. О какой особенности поэтических произведений идёт речь?

О рифме.

4. Найди созвучные слова:

раскаты молодые — перлы золотые (ледяные, полевые, снеговые);

пыль летит — нити серебрит (оживит, шевелит, теребит).

Попробуй сказать иначе: созвучные слова — это рифмованные слова.

5. Не кажется ли тебе, что ритм придаёт стихам особую музыкальность? Сравни, как звучат стихи Тютчева и Никитина.

Я согласен с этим утверждением. Например, произведение Ивана Федоровича можно читать под ритмичную, быструю музыку. А указанное произведение Никитина – под медленную, торжествую.

Попробуй объяснить, что такое рифма и ритм, своими словами.

Рифма – это, когда звуки в конце строк созвучны между собой.

Ритм – это определенное чередование звуков, от которого зависит интонация, музыкальность, настроение.

6. Представь, что тебя попросили сделать иллюстрацию к следующим строкам:

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнём.

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под чёрных кудрей...

7. Как бы тебе помогли при иллюстрировании подчёркнутые слова и сравнение "снег лежит полотном"?

Под эти строки можно сделать иллюстрацию с изображением села, которое окутано снегом.

За селом виднеются поля и лес.

Они также покрыты густым снежным одеялом.

На иллюстрации должно присутствовать солнце, лучи которого падают на снег.

При этом людей здесь нет, все они попрятались от мороза в своих теплых домах.

Указанное сравнение помогает представить, насколько много было снега – ни единого места без него.

Создается ощущение, что снег создал непроходимые сугробы.

Возможно, из-за этого простор был безлюдным (подчеркнутое слово).

Поэтому на иллюстрации нужно изображать большое количество снега.

Подчеркнутое слово «разноцветный» рисует в голове картину солнечного, но морозного дня – лучи играют на снегу, создавая разноцветное сияние.

Возникает впечатление, что на снег кто-то рассыпал блестки.

Слово "чёрных" передает томность леса, его непроходимость.

Такие кудри создают контраст со снегом белоснежного цвета.

Еще я представляю лес спящим, опустошенным.

Ведь все животные попрятались на зиму в норки, а птицы улетели в теплые края.

Иллюстрация снег лежит полотном

8. Подумай, в чём "секрет" сравнения "снег лежит полотном". Что с чем сравнивается? Почему поэт выбирает именно такое сравнение? Какую картину оно помогает представить?

Указанное выражение говорит о том, что снег покрыл все видимые автору просторы Земли, без него не осталось ни единого местечка.

Ведь полотно – это белоснежный, сплошной материал.

То есть, такое сравнение – снега с полотном – дает полное представление того, насколько масштабным был снежный покров.

Благодаря этому, в голове рисуется картина очень заснеженных местностей.

9. Подготовься к выразительному чтению наиболее понравившегося тебе стихотворения

1. Определи в нём важные мысли.

2. Реши, какие слова нужно выделить голосом, где сделать паузы.

3. Обрати внимание на знаки препинания.

4. Выбери тон и темп чтения.

5. Помни, что одно и то же предложение может быть прочитано по-разному, в зависимости от смысла высказывания.

6. Воспользуйся советами Я. Смоленского.

Вариант 1: А. Фет "Мама! Глянь-ка из окошка"

Важные мысли выражены в строках:

 «Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело –

Видно, есть мороз.» 

Выделить голосом следующие слова: мама, глянь-ка, недаром, весь двор, посветлело, побелело, не колючий, погляди, не будет, в гору, правда, не откажешь, скорей гулять.

Паузы следует делать в конце каждой строчки. Но там, где знака препинания нет, пауза должна быть короткой, а там, где он есть – пауза длиннее. Запятая означает более короткую паузу, нежели точка и тире.

Данное произведение нужно читать в быстром темпе, тон – веселый, немного волнующий от радости.

Все слова нужно произносить четко, выразительно, не кричать и не говорить слишком тихо.

Вариант 2: И. Никитин "Полно, степь моя…"

Важные мысли выражены в строках:

«Зимы-матушки царство прошло…»

«Снег пропал – и тепло, и светло…» 

Выделить голосом следующие слова: степь моя, прошло, и тепло, и светло, пробудись, в цветы нарядись, полюбуйся, журавли, тучки, тени бегут, гости, посмотри, от зари до зари, лето, подымайся, распевайте, отдохни, беззаботно, крепко.

Паузы следует делать в конце каждой строчки. Но там, где знака препинания нет, пауза должна быть короткой, а там, где он есть – пауза длиннее. Запятая означает более короткую паузу, нежели точка и тире.

Данное произведение нужно читать в нормальном либо замедленном темпе, тон – сообщающий, поднесенный, с присутствием нежности и любви в голосе. Ведь автор любуется природой, восторгается ее изменениями. Это прослеживается в каждой строчке стихотворения.

Все слова нужно произносить четко, выразительно, не кричать и не говорить слишком тихо.

10. Попробуй сначала при чтении выделить голосом последнее слово в каждой строчке.

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Потом прочитай стихи, особо выделяя голосом подчёркнутые слова.

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Какое чтение тебе понравилось больше? Почему?

Я выбрал второе предложение.

Потому что в нем сделан акцент на словах, что самые важные по смыслу.

В первом же случае акцентируется внимание на рифме.

А я считаю, что читая стихотворение, нужно пытаться максимально передать задумку автора.

Для этого следует обращать внимание не только на рифмы, но и на слова, которые наилучшим образом раскрывают задумку, суть произведения.

И это должно быть первостепенной задачей. Именно поэтому мой выбор был таковым.

Ответы на вопросы учебника литературное чтение Климанова, Горецкий 3 класс 1 часть. Проверим себя и оценим свои достижения стр. 78 - 80