Проверим себя и оценим свои достижения стр. 51-57

1. Народное искусство слова — песни, загадки, пословицы, сказки, легенды, былины. Разгадай кроссворд, и ты узнаешь, как ещё называют народное творчество (в переводе с английского языка это слово обозначает "народная мудрость, знание").

1. Кто был хозяином Жар-птицы? - Афрон

2. В кого превратился Иванушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? - Козленочек

3. Помнишь ли ты имя героини, которую хотела погубить ведьма? - Аленушка

4. О ком сказано: «...бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»? - Конь

5. К чему прикоснулся Иван-царевич в конюшне царя Кусмана? - Уздечка

6. Как звали невесту Иванушки-дурачка? – Елена

7. Какие яблоки росли в саду царя Берендея? - Золотые

8. Благодаря какому предмету Елена Прекрасная узнала своего жениха? – Перстень

Загаданное слово – фольклор

 Готовые ответы на кроссворд Оценим себя и проверим свои достижения стр 51

2. Найди виды устного народного творчества. Обоснуй свой выбор.

К указанному виду творчества относятся произведения, которые не имеют одного определенного автора.

Они передаются из поколения в поколение, от родителей к детям.

Как правило, народ сочинял такие произведения по причине какого-то события, действия в жизни либо же они могли быть полностью плодами фантазии.

Среди указанного списка к такому виду творчества относится песня, прибаутка, потешка, пестушка, поговорка, считалка.

3. Объясни, что такое песня? Чем песня отличается от стихотворения?

Песня – это стихотворное произведение, предназначенное для напевания под музыку либо какой-то мотив.

Но рифмы в песне не всегда так созвучны, как в стихотворении.

К тому же, стихотворение не требует напевания и наличия музыкального сопровождения.

Этим и различаются данные жанры литературы.

4. Прислушайся к звучанию каждой песни, её ритму и интонации. Как они связаны с содержанием песен?

Указанные особенности песни всегда зависят от ее содержания.

Если в песне описываются радостные, веселые события, то и поется она поднесено, в достаточно быстром темпе.

Исполнитель передает поднесенное настроение, улыбку.

Если же в песне говорится о грустных событиях, трагедии, то исполняется она в замедленном ритме, протяжно.

При этом исполнитель передает все душевные переживания, что описаны в произведении: горечь, слезы, тоску, уныние.

5. Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов: "Весна-красна!.."

Весна-красна!

Мы ждем тебя!

Шагай быстрей,

Землю согрей!

6. Дополни текст необходимыми словами. Обоснуй свой выбор.

Кто не знает пословиц и поговорок? В них народ раскрывает своё отношение к миру, природе, человеческим поступкам и характерам.

Эти маленькие народные произведения, богатые по мысли, так складно сложены, что запо­минаются сами собой.

Они дошли до нас с древних времён, живут в нашем родном языке и литературе.

Мой выбор обусловлен тем, что пословицы и поговорки являются отображением моральных взглядов народа, их повседневных наблюдений.

Всё это складывалось еще до появления письма и передавалось с уст в уста.

А сейчас появилась возможность еще и фиксировать народное достояние на письме, в литературе.

7. Почему так говорят: "Пословица недаром молвится", "Пословица всем делам помощница"?

Дело в том, что пословицы помогают нам во многих делах, подталкивают к правильному решению в той или иной ситуации, учат разбираться в людях и поступать по совести.

8. Собери пословицы. Запиши их в "Рабочую тетрадь".

Была бы охота - будет ладиться работа.

Труд человека кормит, а лень портит.

Раз соврал - навек лгуном встал.

Кто других не любит, сам себя губит.

Кончил дело - гуляй смело.

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

9. Прочитай скороговорку. Какие звуки в ней часто повторяются? Почему?

Ехал Грека через реку.

Видит Грека: в реке - рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Грека - цап!

«Г», «р», «к». Повтор этих звуков нужен для того, чтоб развить речь, правильное произношение.

Благодаря подобным скороговоркам, речевой аппарат становится более подвижным, усовершенствованным.

Мы учимся говорить четко, красиво и выразительно.

10. Как ты думаешь, что общего между устным народным творчеством и прикладным искусством (народными промыслами)? Рассмотри рисунки. Назови другие виды народного творчества.

Общее то, что их создает народ, нет одного известного автора.

А вдохновляет народ на такие творения окружающий мир, их быт и наблюдения за природой.

Все знания, мудрости, накопленные годами, люди передавали детям, затем внукам, правнукам.

Так они и дошли до наших времен.

И теперь мы имеем возможность увековечивать их с помощью письма и компьютерных технологий.

Другие виды: изготовление керамики, кружевоплетение, ковроткачество, резьба по дереву, вязание, вышивание, пошив одежды и обуви, изготовление орудий труда, изготовление игрушек, ковка, ювелирное искусство, архитектура.

11. Догадайся, о чём эти загадки. Восстанови их. Проверь себя по рифмам.

Придумай свои загадки к этим отгадкам.

В огне не горит, в воде не тонет. - Лед

Зимой лежал, весной побежал. - Снег

Одетый летом, зимой раздетый. - Лес

Стоит Антошка на тонкой ножке. - Подсолнух

Весной вырастают, осенью облетают. - Листья

Шел долговяз, в сырую землю увяз. - Дождь.

Пример своих загадок к отгадкам:

С морозом играет, под солнцем убегает. – Лед

Падает пушистый, белый и игристый. – Снег

Зеленая стена на горизонте. – Лес

Было зернышко, стало солнышко. – Подсолнух

То зеленеют, то золотеют, то улетают в далекую даль. – Листья

В окно стучит, но в дом не заходит. – Дождь

12. Какими качествами наделены главные герои прочитанных тобой сказок? Почему именно они одерживают в сказках победу над злом?

Герои сказок, что размещены в этом разделе обладают такими чертами, как храбрость, доброта, сила.

То есть все они были воплощением добра.

Именно благодаря таким качествам герои побеждали зло. Народ всегда прославлял позитивных героев и наказывал отрицательных.

Поэтому другого финала в сказках быть не могло.

13. Обрати внимание на то, как начинаются и заканчиваются прочитанные сказки. Есть ли сходство? Не вспомнишь ли ты другие сказки, которые начинаются и заканчиваются так же?

Сказка об Иванушке и Аленушке начинается со слов «Жили-были», об Иване-царевиче – «Жил-был» и о Сивке-бурке – тоже «Жил-был».

То есть у них начало одинаковое. Конец также схож, ведь в каждой сказке говорится о счастливой жизни героев либо свадьбе.

Еще сказки часто начинаются со слов:

«В некотором царстве, в некотором государстве», «За тридевять земель, в тридесятом государстве».

С тех сказок, что я читал, самый распространенные концы:

«Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Стали они жить-поживать и добра наживать...»

14. Зачин помогает узнать, кто будет героем сказки. А зачем нужна в сказке концовка?

Концовка показывает читателю, что история героев закончилась, добро победило зло и все позитивные герои счастливы.

Наличие концовки – одно из основных моментов народных творений.

15. Определи, где зачины и концовки.

Зачины:

«За тридевять земель, в тридесятом государстве...»

«Жили-были...»

Концовки:

«Стали они жить-поживать и добра наживать...»

«Я там был, мёд-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало...»

16. Что могло бы произойти, если бы Иван-царевич сам пошёл похищать Елену Прекрасную?

Он бы потерпел поражение.

Ведь для того, чтоб его не схватили, нужна была скорость.

А ею обладал именно Серый волк.

17. Как бы ты сказал, что такое сказка?

Определение по опорным словам:

Сказка – это произведение фольклора, в котором изображаются чудесные, необычные события.

Раньше они передавались из уст в уста, а сейчас получили свое отражение и на письме.

18. Подумай, почему волшебные сказки получили такое название. По каким признакам можно их определить?

Причина в том, что в них задействовано волшебство.

Это могут быть различные чудесные события, перевоплощения, наличие волшебных объектов.

19. Какие ты знаешь волшебные предметы?

Правильный ответ: волшебная палочка, скатерть-самобранка, сапоги- скороходы, ковёр-самолёт, шапка-невидимка.

Сказки с волшебными предметами: «Аладдин», «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», «Аленький цветочек», «Золушка», «Царевна-лягушка».

Вспомни сказки, в которых действуют волшебные предметы. Расскажи одну из них.

"Золушка или Хрустальная туфелька":

Жила себе красивая, добрая и трудолюбивая девочка - Золушка.

Ее отец женился на злой женщине, у которой уже было две дочери.

Мачеха не любила Золушку и заставляла ее делать самую грязную работу.

Однажды принц устраивал бал.

Золушка тоже захотела его посетить.

И благодаря крестной фее и ее волшебной палочке, ей это удалось.

Крестная превратила одежду Золушки в прекрасный наряд и наказала ей вернуться до полуночи.

На второй день бала девочка еле успела вовремя, но из-за спешки потеряла туфельку.

Принц, который влюбился в прекрасную незнакомку, взял туфельку и отправился на поиски.

Так он отыскал Золушку и они сыграли свадьбу.

20. Рассмотри рисунок. Расскажи, что ты видишь. Обрати внимание на то, как одевались русские люди в старину.

Я вижу русский народ и их различные наряды.

Они значительно отличаются от современной одежды.

21. Рассмотри иллюстрации к разделу "Устное народное творчество". Какие из них тебе больше всего понравились? Сравни произведения художников Ивана Яковлевича Билибина и Виктора Михайловича Васнецова. Найди в энциклопедии сведения о жизни и творчестве этих художников. Составь рассказ об одном из них.

Иллюстрации к этому разделу очень красивые, впечатляющие.

Каждая из них особенна по-своему, поэтому не могу выделить одну.

Произведения Билибина и Васнецова хорошо отображают события сказок.

Хотя подача художников различается.

У Билибина более контрастные иллюстрации, все объекты на них четко выделены, между собой не сливаются, хорошо прослеживается динамика.

У Васнецова более реалистичные иллюстрации, цвета приглушенные, не яркие.

Пример рассказа об Иване Яковлевиче Билибине для 3 класса:

Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) - русский художник, график.

Он создал много произведений к русским сказкам и былинам.

Обучался Билибин в студии живописи, которая находилась в Мюнхене.

Затем посещал школу-мастерскую княгини.

Большое влияние на творчество художника произвело одно из творческих заданий.

Ему предстояло изучить различные памятники.

Впечатления от них Билибин и начал отображать на полотнах.

Во время большевистской революции Иван Яковлевич отметился в агитпропагандистской деятельности.

Стиль художника отличается некой броскостью, своеобразной узорчатой манерой.

Больше всего мне понравилась иллюстрация "Красный всадник" к сказке "Василиса Прекрасная".

На ней изображен всадник на коне в лесу.

Художник использует яркие, контрастные элементы, что выгодно выделяются на фоне объектов темных оттенков.

Например, всадник и его конь изображены в красно-оранжевых цветах.

Поэтому взгляд сразу падает на них.

Еще достаточно заметны цветы на траве, ведь их розово-бордовый цвет ярко выделяется на фоне зеленого.

Ответы на вопросы учебника литературное чтение Климанова, Горецкий 3 класс 1 часть Проверим себя и оценим свои достижения стр. 51-57

Оставить 27 человек (а).

Сайтбар