Лермонтов Михаил Юрьевич стр 144 - 147

"Горные вершины…", "На севере диком…" М. Ю. Лермонтов стр. 144

1. Прочитай стихотворения. Какую интонацию ты выберешь?

Спокойную, в которой будут присутствовать нотки грусти и раздумий.

2. Какую музыку: печальную, грустную, протяжную, торжественную — ты мог бы подобрать к стихотворению "Горные вершины..."?

Для этого произведения подойдет грустная и печальная мелодия.

Ведь именно подобные эмоции передает Михаил Юрьевич в своем произведении.

Стихотворение пронизано спокойствием, сонливостью, а последние строки дают своеобразную надежду на отдых.

Данное произведение – воплощение гармоничности природы, ее нетронутости, целостности.

3. Рассмотри репродукцию картины И. Шишкина. Совпадает ли она по настроению со стихотворением "На севере диком..."? Обоснуй своё мнение.

Да, указанное художественное произведение соответствует настроению стиха Лермонтова.

Общее в том, что они навеивают настроение грусти, тоски, одиночества.

Писатель описывает заснеженную сосну, а художник ее изображает на полотне.

Они показывают абсолютно одинокое дерево, которое находится вдали от цивилизации.

При этом в картине нет красочных акцентов, а в стихотворении нет радостных слов.

Лермонтов написал это стихотворение перед отъездом на Кавказ.

Видимо, необходимость этой поездки вовсе не радовала поэта.

Именно поэтому его фантазия навеяла такие строки.

А опубликовали данное произведение уже посмертно.

Многие композиторы создали романсы по его мотивам.

"Утес" М. Ю. Лермонтов стр. 147

1. Прочитай внимательно, неторопливо стихотворение "Утёс". Какое настроение у тебя возникает? Какие картины рисует твоё воображение?

Читая первые строки, настроение более поднесенное, даже немного радостное.

Но со второго столбца оно становится грустным, появляется тоска, чувство печали.

Ведь рассказ об утесе, который плачет в одиночестве, вызывает жалость.

В голове появляются картинки высокой, многолетней скалы, которая находится в совсем безлюдном месте.

Вокруг нее ни растений, ни облаков.

2. Тучку поэт изображает как живую. Докажи.

Михаил Юрьевич наделяет ее способностями, которые свойственный живым существам: сначала она ночует, а затем куда-то уходит.

Создается впечатление, что тучка очень занятая, поэтому не может долго оставаться над утесом.

"Осень" М. Ю. Лермонтов стр. 147

1. Прочитай стихотворение "Осень". Какие строки помогли тебе представить осеннюю картину?

Сделать это помогают первые четыре строчки.

Прочитав их, сразу становится понятно, что поэт изображает осень – период, когда листья уже надели золотистые одеяния и опадают с деревьев.

И только елки сохранили свои зеленые цвета.

После этих строк уже идет рассказ о пахаре и описание подготовки животных к холодам.

А также поэт описывает то, как выглядит месяц и поле, окутанное туманом.

2. Выдели слова, с помощью которых поэт создаёт определённое настроение. Как ритм помогает восприятию стихотворения?

Подчеркнутые слова создают осеннее, немного поникшее настроение.

Выделенные слова в стихотворении Лермонтова "Осень"

Они описывают характер осенней поры, изменения в природе, в мире животных.

И эти описания достаточно мрачные, проникнутые темнотой, пустотой и печалью. Здесь нет радости и ярких эмоций.

Ритм данного произведения очень привлекательный, поэт ориентируется на нечетные слоги.

Благодаря этому создается впечатление некого надрыва, дрожи, грусти, что переходит в слезы.

Стихотворение читается легко, в достаточно быстром темпе.

3. Какие краски будут преобладать в иллюстрации, которую ты мог бы сделать к этому произведению?

Для изображения описанной осенней картины следует выбрать оранжевые, багряные, коричневые краски.

А также зеленые, чтоб нарисовать ели.

Чтоб изобразить ночные небеса нужно использовать темно-синие краски и тусклый желтый цвет для месяца.

Ответы на вопросы учебника литературное чтение Климанова, Горецкий 3 класс 1 часть. Лермонтов Михаил Юрьевич стихотворения "Горные вершины...", "На севере диком...", "Утес" и "Осень" стр. 144 -147