Иван Саввич Никитин стр 67 - 71

Стихотворение "Полно, степь моя…" И. Никитин стр. 67

1. Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина?

В этом произведении поэт упоминает о разных порах года: начиная с зимы и заканчивая осенью.

Он делает это для того, чтоб изобразить изменения, которые предстоят степи.

2. К кому обращается поэт? Согласен ли ты с тем, что он изображает степь как живую?

Обращение идет к степи.

Да, я считаю, что это утверждение верное.

Ведь Иван Саввич говорит степи такие речи, как будто она его понимает.

Он просит ее проснуться и укрыться красою природы.

При этом автор говорит с нежностью, сразу видно, что он влюблен в окружающий мир.

Создается ощущение, что степь действительно слышит просьбы поэта, понимает его и слушается.

А на это способны только живые существа.

3. Обсудите с другом, как озаглавить стихотворение.

«Разговор со степью», «Степь», «Просьбы», «Проснись!», «Обращение».

3. Подготовься к выразительному чтению. Подумай, в каком темпе ты будешь читать стихи: быстро, чётко, громко произнося слова, или напевно, медленно.

Данное произведение следует читать не спеша, напевно – так, чтоб слушатель прочувствовал всю глубину прекрасных слов поэта.

При этом нужно произносить слова чётко, выразительно, с поднесенной интонацией.

В голосе должна присутствовать любовь и восхищение природой.

А еще нежность при обращении к степи.

Ведь Иван Саввич восхищается каждым периодом года, относится к степи с уважением и лаской.

Стихотворение "Встреча зимы" И. Никитин стр. 71

1. Можно ли сказать, что в стихотворении "Встреча зимы" созданы подвижные картины природы? Проследи, как меняется всё вокруг утром, в полдень, ночью и на рассвете.

Да, такое утверждение допустимо. Иван Саввич изображает динамику природы, ее изменения на протяжении суток.

Утро – поэт наблюдает дождливую погоду и порывы холода; полдень – падение белоснежного пушка; ночь – пришла и ушла; период рассвета – холодная пора года раскинула свои объятья, и все вокруг покрылось снегом.

Автор показывает, как может измениться окружающий мир за такой короткий промежуток времени. Об этом очень интересно читать.

2. Какой поре посвящено стихотворение? Подумай, почему людей радует первый снег. Найди эти строки и перечитай их.

Зимней.

Все счастливы такому событию, потому что оно похоже на волшебство.

Автор пишет, что русская кровь любит мороз – она на нем даже горит.

Люди не боятся холода, метелей и снега по колено.

Они только рады мчать зимой на санках, запряженных лошадьми.

А детям вьюга под окнами поет песни.

Так из сыновей вырастают богатыри и с детства им ничего не страшно.

Поэтому они готовы даже смерть встречать с улыбкой.

В произведении видна любовь поэта не только к зиме, но и к своему народу.

Он прославляет его и отмечает, что русская зима очень важна для становления русского духа и характера.

3. Перечитай приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу?

«Здравствуй, гостья - зима!

Просим милости к нам…»

Да, такое утверждение правильное.

Ведь поэт обращается в зиме, как к знакомому человеку.

Возникает впечатление, что она пришла погостить, как живое существо.

К тому же, при описании данной поры, автор часто использует глаголы, которые указывают на действия, что присущи людям.

4. Любил ли поэт русскую зиму? Подтверди своё мнение выборочным чтением. Как относится автор к Родине и к русскому человеку? Как он о них говорит? Почему?

Иван Саввич любил и восхищался этой порой. Он общается к ней с уважением, почтением, гостеприимством.

«Здравствуй, гостья - зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.»

В словах поэта прослеживается благодарность зиме, за то, что она укрепляет русский народ, воспитывает в нем дух бесстрашия.

Ведь она влияет на людей еще с детства – поет песни под окном, после которых даже смерть не страшна.

«Да и нам ли подчас

Смерть не встретить шутя,

Если к бурям у нас

Привыкает дитя?»

 

«И разгул непогод

С ранних лет ему люб,

И растёт богатырь,

Что под бурями дуб.»

Из этих строк видно, что Иван Саввич гордится русским человеком, его силой и храбростью.

Автор говорит о людях, как о ком-то невероятно закаленном, стойком и целеустремленном.

Потому что искренне влюблен в русскую душу, мощь которой наблюдал из детства.

5. Вспомните и прочитайте наизусть друг другу стихи любимых поэтов, в которых рассказывается о первом снеге. Подметили ли вы что-то особенное в стихах Никитина?

В. Берестов «Снегопад», И. Бунин «Первый снег», Х. Гилижиев «Снег идет».

В прозведении Ивана Саввича, помимо описания прихода зимы, присутствует восхищение русским народом.

Он показывает отношение людей к лютым морозам, что не страшат, а только укрепляют здоровье и дух.

6. Прочитай стихотворение Никитина. С каким настроением следует читать каждую часть?

Начало лучше читать с повествовательной интонацией.

Здесь автор рассказывает об изменениях в природе.

С момента, когда поэт приветствует зиму, нужно читать произведение в поднесенном тоне, с радостью, с восхищением и гордостью за народ, Русь.

7. Придумай сценарий утренника "Первый снег". План запиши в "Рабочую тетрадь".

1. Выход ведущих на сцену.

2. Ведущая приветствует всех гостей, ведущий поздравляет с первым снегом.

3. Ведущие уходят.

4. Девочка снежинка выбегает на сцену и под спокойную мелодию рассказывает стих о первом снеге. Затем к ней присоединяется вторая девочка и продолжает стих, затем третья и также продолжает тот же стих.

5. Три девочки-снежинки остаются на сцене. К ним выбегают еще другие девочки-снежинки, включается музыка, и они танцуют.

6. В конце танца на сцену выходит девочка-зима, девочка-метель и мальчики-ветра. Они рассказывают стихи о зиме, холоде, метели, ветрах.

7. Дети разыгрывают сценку «Играем в снежки» (при этом задействованы декорации, что изображают заснеженный двор, а также бумага либо вата – это снег).

8. Все дети поют песню о зиме.

9. Девочка-зима рассказывает о своих планах и обещает быть хорошей.

10.  Ведущие выходят на сцену, еще раз поздравляют всех с первым снегом и объявляют об окончании праздника.

11. Играет веселая мелодия.

Ответы на вопросы учебника литературное чтение Климанова, Горецкий 3 класс 1 часть. Иван Саввич Никитин стихотворения "Полно, степь моя" и "Встреча зимы" стр. 67 - 71

см .Готовый простой сценарий праздника "Первый снег" в ответах к рабочей тетради