Стихотворение «Детство» И. А. Бунин стр. 175
1. Объясни название произведения. Можно ли было его озаглавить иначе?
Поэт описал свои детские воспоминания.
Именно поэтому дал стихотворению такое название.
При этом в нём нет слов и выражений, которые прямо указывали бы на детство.
Но есть указание возраста – десять лет.
Это стихотворение могло бы иметь и другой заголовок.
Например: «Летние дни», «Воспоминания», «Летняя пора», «Солнечное лето».
2. Какие моменты детства остались навсегда в памяти Бунина? Что он чувствовал и ощущал, когда бродил летним днём по «солнечным палатам»?
Иван Алексеевич с любовью и теплотой вспоминает о прекрасных днях летней поры.
Он не забыл, насколько неповторимым было лето в его детстве.
Автор пишет о том, что испытывал чувство веселья по утрам, ведь бродил под солнцем.
А также он рассказывает, какие картины наблюдал в те времена.
И в его словах чувствуется невероятная нежность.
Иван Алексеевич использует интересные сравнения, что дают представление тех картин, которые он сам наблюдал.
3. Как ты думаешь, почему поэту важно поделиться с читателями своими детскими воспоминаниями?
Иван Алексеевич считал своё детство – прекрасными годами.
Он хотел донести читателям, что нужно ценить ранние годы, ведь вернуть их никак нельзя.
Детство – самый беззаботный и приятный период в жизни человека.
Поэт с удовольствием вспоминает те времена, когда мог спокойно наслаждаться прекрасными летними днями, ни о чём не думая.
4. Обсудите с другом. Были ли у каждого из вас такие моменты, память о которых хотелось бы сохранить?
Конечно были. В детстве я часто ездил в деревню к бабушке.
Мы с утра выходили гулять с друзьями, и шли куда глаза глядят.
Часто ходили в лес за ягодами и просто погулять, полюбоваться деревьями и речкой протекающей под лесом.
Она очень холодная и мы не решались купаться.
Ходили на рыбалку и иногда собирали пиявок в ручье для бабушки.
Она их прикладывала к больным местам и ей становилось легче.
Все эти моменты я хотел бы сохранить в своей памяти.
Стихотворение «Полевые цветы» И. А. Бунин стр. 176
1. Сравни строчки и расскажи, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы и цветы полевые.
Дорогие заморские цветы:
Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны и сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты.
Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из-за синих морей;
Цветы полевые:
Есть на полях моей родины скромные
Сёстры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.
Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они.
2. Как подчёркнутые строки помогают представить цветы? Какие цветы поэт называет скромными, а их красоту стыдливой? Почему? О каких цветах он тоскует?
Иван Алексеевич даёт разное описание двум видам цветов.
Дорогие характеризуются пышностью, устойчивостью.
Они красивы, не боятся непогоды, так как родились эти цветы в теплицах.
А обычные, полевые – это дети весны.
Растут они под открытым небом – наблюдают голубую небесную гладь и ночные звёзды.
Подчёркнутая часть стихотворения указывает на то, что цветы, выращенные природой, находятся в совсем других условиях, нежели тепличные.
Они наблюдают красоту вокруг себя и днём, и ночью.
Эти цветы настолько прекрасны, что от их великолепия даже веет стыдливостью.
При этом они скромные и приятные сердцу.
По словам поэта видно, что он восхищается таким созданием природы.
Эти цветы навеивают на него грусть, тоску по прошедшим детским годам.
Ведь именно в тот период Иван Алексеевич заметил и осознал всю невероятность цветов, что красуются на поле.
3. Почему автора привлекают скромные полевые цветы? Объясни.
Такие цветы – воплощение детских воспоминаний поэта.
Они особенные.
Их нельзя вырастить в любую пору года, ведь их рождает весна.
Естественность, неповторимость, красота и скромность, стыдливость и нежность – всё то, что привлекает Ивана Алексеевича.
Этого нет в заморских цветах, в них нет той самой истинной жизни.
Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…» И. А. Бунин стр. 177
1. Что произошло в зелёном ельнике? Как ты понял? Расскажи.
Главный герой стихотворения – олень – спасался от смерти в лице охотников.
О том, что речь идёт о спасении можно понять по последним строкам произведения.
2. Опиши оленя.
Я представил это животное могущественным, свободолюбивым, сильным духом и прекрасным внешне.
Олень боролся за жизнь, за свободу, за сбережение своей красоты.
3. Как ты думаешь, о чём это стихотворение?
Произведение о том, что все живые существа хотят жить.
Они до последнего борются за свою свободу, за право быть на воле.
4. Сделай словесную иллюстрацию к произведению Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…».
На краю дороги раскинул свои владения густой, тёмный, могущественный еловый лес.
Солнечные лучи еле-еле пробираются сквозь заросли и освещают заросшие тропы.
В лесу тихо и спокойно.
Лишь иногда можно услышать, как несётся дикий зверь либо шуршит маленький зверёк.
5. Попробуй восстановить текст стихотворения Бунина по рифмам:
играет – замирает,
мотылёк – лепесток,
тёплом – кругом.
Какую картину ты себе представил?
Сегодня целый день играет
В траве последний...
И, точно белый...,
На паутине...,
Пригретый солнечным тёплом;
Сегодня так светло ....
Читая строки, представляется прекрасный, солнечный день летней поры.
Везде парят мотыльки, солнечные лучи ярко освещают землю и дарят своё тепло всей природе.