Устное народное творчество стр. 12 - 17

Отметь, какие из книг относятся к произведениям устного народного творчества.

1. Русские народные потешки и прибаутки.

2. Сборник народных потешек и прибауток "Радуга - дуга"

3. Заря-Заряница. Русские народные песенки-потешки и загадки 

Составьте с другом список книг, которые можно поместить на выставку "Устное народное творчество". Воспользуйтесь тематическим каталогом.

1. Путешествие по русским народным сказкам

2. Курочка Ряба

3. Колобок

4. Народные русские сказки в обработке Афанасьева

5. Морозко

Собери пословицы

1. Какие труды, такие и плоды.

2. Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться.

3. Маленькое дело лучше большого безделья.

4. Любишь кататься, люби и саночки возить.

5. Терпенье и труд все перетрут.

6. С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся.

7. Пока железо в работе, его и ржа не берет.

Выпиши понравившуюся пословицу о труде, трудолюбии. Объясни ее смысл.

Мне понравилась пословица "Нужно наклониться, чтоб с ручья воды напиться".

В ней заложен глубокий смысл – чтоб чего-то добиться, надо приложить усилия.

Не нужно ждать манны небесной, нужно действовать!

Ведь только так можно достичь успеха.

Возможно, путь к цели будет долгим и трудным.

Но, даже передвигаясь маленькими шажочками, ты все-таки двигаешься вперед.

Как говорится в другой пословице: "Терпение и труд все перетрут". 

Поэтому нужно забыть о лени, не ждать, что кто-то сделает все за тебя. Чем сложнее будет путь, тем слаще победа.

В каких источниках информации ты мог бы найти другие пословицы о труде? Выбери ответ:

1. В интернете

2. В сборнике "Пословицы русского народа"

3. у мамы или бабушки.

Прочитай русские народные песни в учебнике "Литературное чтение" на странице 16. Подчеркни слова, которые описывают берёзу.

Белая и кудрявая

Прочитай стихотворение А. Прокофьева о берёзе. Подчеркни слова, которые помогают представить берёзу.

Прочитай стихотворение А. Прокофьева о берёзе. Подчеркни слова, которые помогают представить берёзу

Опиши березу

Береза белая, плакучая, кудрявая, юная, молодая, нежная, романтичная, скромная, смущенная, прекрасная, задумчивая, нарядная, белоствольная, косматая, ветвистая, поникшая, белобокая.

Обсудите с другом, почему именно береза является символом России.

Есть несколько причин того, что береза – символ нашей любимой России.

Многие считают, что символом это дерево сделали именно поэты и живописцы, в особенности Сергей Есенин, который очень любил и воспевал березу.

Но есть и опровержения этого мнения.

Несомненно, культурные деятели сделали немало для прославления прекрасной березы, но символом она стала гораздо раньше.

Береза является одним из самых распространенных деревьев в России.

Насчитывается более сотни видов этого дерева.

Славянские народы веками использовали дерево для строительства различных зданий и изготовления бытовых предметов.

Востребованными были, как древесина, так и берест, кора, березовый сок.

Последний используется в медицине и имеет невероятный вкус.

Наши предки активно использовали лучину березы, ведь прекрасно знали, что она создает больше всего света и тепла.

К тому же, горит намного дольше других, не создавая копоти.

Березовые дрова лидеры по силе своего жара и дают ровное пламя. Д

аже, если береза сыровата, пламя ничуть не «стреляет».

Еще одно применение березы – веник для бани.

Слово «береза» походит от «обережа», а уже оно от «оберег».

Поэтому береза считалась берегиней человеческого духа.

Она всегда была символом юности, чистоты, красоты и возрождения.

В образ берез славяне закладывали то, к чему стремились.

Поэтому она и мила всем поистине русским сердцам.

Какие слова часто используют в колыбельных песенках? Допиши.

Спокойной ночи, спать пора, мой маленький, малыш, младенец (доченька, сыночек),  ангел, дитя родное, мамина радость, пора засыпать, глазки закрывай, ночька темная, настала ночь, поздний час, месяц ясный,  будет день, песенку спою, люли-люли.

Попробуй сам сочинить колыбельную песенку.

Люлю-люли-люленьки,

Спят уже Николеньки.

Улеглись и Машеньки,

Тетеньки и дяденьки.

И ты, маленький, усни.

Ведь погасли все огни.

Ночка темная настала,

Солнца красного не стало.

Поздний час уже настал.

Всем детишкам спать сказал.

И мы глазки закрываем,

Сладенькие сны встречаем.

Будут сниться нам зайчата,

И лесички, и утята.

Тетя-фея в сон придет,

Много счастья принесет.

Завтра будет новый день,

Засыпай малыш скорей.

А я песенку спою

Баю-баюшки-баю!

Маму слушает малыш,

Завтра будет он крепыш!

Найди информацию о потешках и прибаутках в разных источниках.

Потешки - это произведение устного народного творчества, короткие, рифмованные, предназначенные для того, чтобы играть с маленьким ребёнком. 

Прибаутки - произведения устного народного творчества, небольшие по размеру, имеющие рифму и ритм, произносятся во время каких-либо действий с маленьким ребёнком.

Придумай сам потешки про щенка задиристого, спящего, игривого

Наш задиристый щенок

Замолчать никак не мог.

Чем-то недоволен вечно,

На всех лает бесконечно.

Его надо воспитать –

В школу шкодника отдать!

 ***

Устал к вечеру щенок

Больше бегать он не мог.

Ослабел, много зевал,

То ложился, то вставал.

Теперь сны он наблюдает,

Сил на завтра набирает!

Миленько щенок сопит,

Сладенько он, видно, спит!

 ***

Наш щенок очень игривый,

Бегает такой счастливый

Он веселый и задорный,

Бойкий, умный  и проворный.

Радостно на всех он лает,

Поиграть с ним призывает.

Ищет маленьких друзей,

Подружись с ним поскорей!

Сначала подбери слова, которые помогают увидеть, например, игривого щенка.

Щенок игривый: … счастливый, умный, поиграть, подружись.

Щенок задиристый: недоволен, лает, надо воспитать, шкодник.

Щенок спящий: устал, ослабел, зевал, сны наблюдает, сил набирает, сопит, сладенько спит.

Вспомни, с какой целью сочиняются потешки. Начни потешку, например, со слов "Весёлый щенок громко косточку грызёт". Подбери к последнему слову рифму.

Весёлый щенок громко косточку грызёт,

И трогать ее никому не дает.

Жонглирует с ней, бросает и бежит,

На месте щенок никогда не сидит.

Найди информацию о небылицах. Что тебе раньше не было известно? Какие источники помогли тебе найти интересные факты?

Небылица – это один из жанров устного народного творчества.

Может быть, как в прозаическом, так и стихотворном виде.

Как правило, имеет небольшой объем.

В ее основе - события, которых на самом деле не было и даже не может быть.

Поэтому и название этого жанра походит от слова «небыль».

Написана в шуточной форме и направлена развивать логику и фантазию ребенка.

На различных Интернет-ресурсах я нашел интересную мне информацию о небылицах, которую раньше не знал.

Один из исследователей выделил интересный факт о небылицах – чтоб достичь юморного эффекта, авторы могли просто менять порядок слов.

Например, вместо «мальчик смотрит телевизор», говорится: «телевизор смотрит мальчика».

Также есть мнения, что небылицы являются своеобразными пародирующими произведениями на волшебные сказки. Но в этом жанре сказочные события характеризируется абсурдом и бессмыслецей.

Еще я узнал, что каждые 2 года одна из международных организаций проводит конкурс по ораторскому искусству.

Одним из этапов является рассказ небылицы.

На это участникам выделяется 2-3 минуты, затем жюри оценивают их.

В 20-м веке стало популярно изображать небылицы на почтовых открытках.

Многие известные писатели также включают небылицы в свои произведения.

Обсудите с другом, от какого слова произошло слово небылица.

Слово " небылица" произошло от слова "не бывает", потому что небылица - это то, чего не может быть в реальном мире.

Прочитай стихотворение Ю. Энтина. Является ли стихотворение небылицей? Приведи доказательства.

Я считаю, что это произведение является небылицей.

Ведь в нем рассказывается о событиях, которых на самом деле не происходило, они нереальны и абсурдны.

Ведь коты петь и разговаривать не умеют, да и покупают их не на птичьем рынке.

Марсиан не существует, а если и существуют, то мы этого не знаем.

И сидеть на небе тоже невозможно.

К тому же стихотворение имеет небольшой объем, что также характерно для небылиц.

Ответы на вопросы рабочей тетради литературное чтение Бойкина, Виноградская 2 класс. Устное народное творчество стр. 12 - 17