Проверим себя и оценим свои достижения стр. 56 - 64

1. Вспомни виды устного народного творчества. Какие из них тебе знакомы?

К народному творчеству относятся следующие произведения: потешки, частушки, прибаутки, песни, пестушки, скороговорки, считалки, небылицы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, былины.

2. Что такое пестушка и потешка? Посмотри в словаре. Попробуй придумать их для своего брата или сестры.

Пестушка – это стих либо небольшая песенка для самых маленьких детей.

Ладошками хлоп-хлоп,

Ножками топ-топ.

Маленькие ручки машут в окошке,

Маленькие ножки бегут по дорожке.

Потешка – это песенка для детей небольшого объема.

Она поется с целью развития, учит ребенка выполнять и понимать различные действия.

Кошку ручкою погладим,

Ушки пальчиком потрем,

А затем ляжем в кроватку,

Закроем глазки и уснем.

3. Самостоятельно определи среди данных произведений устного народного творчества пословицу, считалку, скороговорку, прибаутку, колыбельную песенку.

Пословица

Поговорка

Считалка

Небылица

Скороговорка

Потешка

Колыбельная песенка

4. Можно ли соотнести пословицу "Труд кормит, а лень портит" с потешкой "Тит, иди молотить…"?

Да, эти произведения схожи по смыслу.

Мальчик был ленив, зато кушать хотел.

Но для того, чтоб иметь еду надо сначала потрудиться.

5. Пословицы "рассыпались". Собери их.

Проверим себя и оценим свои достижения стр. 56 - 64 1 задание

6. Прочитай рассказы Льва Николаевича Толстого, которые он сочинил для своих учеников – крестьянских детей. Подумай, в чем смысл каждого рассказа и как он отражен в поговорке.

"Собака на сене"

Поговорка, что является названием произведения, соответствует его смыслу.

Ведь в нем рассказывается о собаке, которая была на сене.

"Знает кошка, чье мясо съела"

Поговорка, что является заглавием, хорошо отражает сюжет произведения.

Но в данном случае, она используется не в прямом смысле.

Ведь в роли хитрой кошки выступает девочка.

7. Знаешь ли ты, что такое загадка? Попробуй придумать свои загадки на тему "Четыре времени года".

Внезапно ворвалась,

Природа поддалась –

Всё вмиг побелело

И похолодело. (Зима)

С листьями играет: сначала золотит, а потом срывает. (Осень)

После сна природу пробуждает и землю украшает. (Весна)

Горячая пора каникулы привела. (Лето)

8. Любишь ли ты сказки? Какая из прочитанных сказок тебе больше всего понравилась и почему? О чем твоя самая любимая сказка? Расскажи ее.

Да, я люблю все произведения народного творчества.

Каждая из сказок данного раздела особенная, тяжело выделить одну.

Но все-таки хочу отметить сказку "Гуси-лебеди".

Мне понравилась главная героиня, которая смогла преодолеть много преград ради спасения брата, ни разу не отчаялась и не опустила руки.

Я очень люблю сказку "Царевна-лягушка".

Она о том, что нужно уметь постоять за свое, действовать согласовано и не совершать необдуманных поступков.

Пересказ сказки "Царевна - лягушка своими словами для 2 класса:

Царь надумал женить каждого сына.

Для этого они выстрелили из лука и пошли искать жену там, где упала стрела.

Два сына нашли вторую половину в боярском и купеческом дворе.

А Иван-царевич выстрелил в болото, где стрелу подобрала лягушка.

На ней он и женился.

Однажды отец дал указ – за ночь пошить рубашку.

Пока Иван спал, лягушка скинула кожу, превратилась в Василису Премудрую и выполнила задание лучше всех.

Потом царь пожелал, чтоб невестки испекли хлеб.

И опять жена Ивана оказалась впереди.

Царь сказал сыновьям приехать на пир вместе с женами.

Иван начал печалиться, но жена-лягушка велела ему езжать самому, сказав, что приедет позже.

Когда люди уже собрались, лягушка приехала в образе Василисы Прекрасной.

Пока она удивляла гостей, Иван съездил домой и сжег лягушачью кожу.

Василиса сильно расстроилась из-за этого и сказала, что теперь она будет у Кащея.

Затем обратилась в кукушку и улетела.

Отправился Иван в дорогу, встретил человека и тот одарил его волшебным клубком.

Затем царевичу по дороге встречались животные, он их щадил – не убивал.

О том, как убить Кащея Ивану рассказала Баба Яга.

Для этого ему пришлось достать сундук на дубе.

Здесь помогли ему звери.

Выполнив всё, что сказала Яга, Иван победил Кощея и забрал Василису Прекрасную.

9. Узнай у друга, какая сказка ему больше всего нравится.

Примеры: «Волк и козлята», «Снегурочка», «Иванушка-дурачок», «Колобок».

10. Какие персонажи чаще всего тебе встречались в сказках о животных? Какой изображена лиса? Всегда ли она бывает хитрее других животных, удалось ли кому-нибудь хоть раз перехитрить ее? Вспомни, какие герои народных сказок польстились на уговоры лисы. Как ты думаешь, сложится ли дружба, если каждый из друзей живет по пословице: "Как аукнется, так и откликнется"?

Наиболее часто в сказочных произведениях я встречал лису, зайца, волка, медведя, петушка.

Лиса всегда является воплощением хитрости, коварства, лукавости.

Но при этом, некоторым героям удалось раскусить ее намерения.

Например, тетерев не поверил в выдумку лисы, журавль помешал ей удовлетворить свою корысть.

А польстились на слова хитрой героини петушок, волк и заяц.

Я считаю, что настоящие друзья по такой пословице не живут.

Ведь обычно ее используют для характеристики мести, а в дружбе ее не существует.

11. Попробуй описать героев из следующих сказок: "Петушок и бобовое зернышко", "Каша из топора", "Лиса и журавль", "Гуси-лебеди".

Что будет происходить в волшебных сказках?

Какие герои будут участвовать в сказках о животных?

Какие прочитанные сказки поместил бы ты в следующих книгах?

Курочка – терпеливая, находчивая, заботливая; петушок – неосторожный, непослушный.

Солдат – находчивый, хитрый, способный; хозяйка дома – жадная, глупая, доверчивая.

Лиса – хитрая, жадная, корыстная; журавль – мудрый, сообразительный.

Девочка – несерьезная (в начале произведения), целеустремленная, смелая.

В волшебных произведениях присутствуют необыкновенные, чудесные события, различные перевоплощения. А помогают в этом волшебные предметы.

В сказках о животных действующими лицами выступают животные, насекомые, рыбы, птицы.

Проверим себя и оценим свои достижения стр. 56 - 64 2 задание

12. Есть ли у тебя дома животные? Попробуй придумать сказку, например о собаке или кошке. Запиши в "Рабочую тетрадь" план своего рассказа.

Готовая сказка о собаке и кошке "Мышка - причина раздора" можно посмотреть в ответах к рабочей тетради

13. Обрати внимание на начало и конец любой сказки, ее героев, события и приключения, которые с ними происходили.

Начало и конец различных волшебных сказок схожи между собой.

В них присутствуют положительные и отрицательные герои, которые соответственно являются воплощениями добра и зла.

При этом добро всегда побеждает и положительные герои становятся счастливыми.

14. Из каких частей состоит волшебная сказка? Рассмотри схему. Все ли в ней правильно.

Части волшебной сказки указаны в схеме на странице 63 учебника: присказки, зачина, троекратных повторов, концовки.

15. Определи присказку

Проверим себя и оценим свои достижения стр. 56 - 64 3 задание

16. Угадай, из какой сказки взяты строки.

«Волк и лиса»

17. Как подготовиться к выразительному чтению?

Прежде чем начать читать текст выразительно, нужно определить какие эмоции и чувства следует передать, какой должен быть темп и тон.

Затем нужно определить слова, которые лучше выделить голосом.

Необходимо решить, где делать паузы. В этом помогут знаки препинания.

Всегда нужно брать во внимание смысл того или иного высказывания.

18. Какие слова пословицы "Декабрь год кончает, а зиму начинает" надо выделить голосом, чтоб подчеркнуть:

Проверим себя и оценим свои достижения стр. 56 - 64 4 задание

В первом случае нужно сделать акцент на слове «декабрь».

Во втором – на словах «кончает», «начинает».

19. Изделия каких народных промыслов представлены в разделе "Устное народное творчество"? Составь рассказ о дымковской игрушке. Дополнительную информацию найди в энциклопедии или Интернете.

Соломенная, дымковская, филимоновская игрушка, изделия из Хохломы.

Рассказ о Дымсковской игрушке для 2 класса:

Дымковские игрушки представляют собой глиняные изделия различных форм, разукрашенные цветными красками.

Появился такой вид творчества в 15-16 веке в слободе Дымково.

К изготовлению игрушек были задействованы целые семьи: и месили глину, и занимались лепкой, и сушили, и обжигали готовые фигурки.

В 19 веке производство дымковских игрушек стало массовым явлением. А сегодня такие изделия являются визитной карточкой Кировской области.

За годы существования данного народного промысла в нем появились традиционные образы и сюжеты.

Чаще делают целые композиции из игрушек, так как они не любят «одиночества».

Сегодня ведутся работы по сохранению и развитию традиций дымковской игрушки.

Ответы на вопросы учебника литературное чтение Климанова, Горецкий 2 класс 1 часть. Проверим себя и оценим свои достижения стр. 56 - 64